Навигация на Московском центральном кольце

Описание
Задача.
Адаптировать городскую навигацию для станций МЦК.

Московское центральное кольцо начало работать в 2016 году. По сути, это четырнадцатая линия метрополитена, объединяющая метро и радиальные направления пригородных железных дорог. Такая транспортная система новая для России и требовала единой городской навигации.

На основе концепции, разработанной Департаментом транспорта Москвы, в студии задизайнили навигацию, которая объединена общими принципами и графическим языком с навигацией в метро и наземном транспорте Москвы. Проект включает несколько направлений: метрополитен, наземный транспорт, пешеходные улицы и транспортно-пересадочные узлы.

Знаки на станции

Указатели расположены там, где их ожидает увидеть пассажир. Все развилки, лестницы, эскалаторы и двери снабжены ясными знаками, помогающими людям лишний раз убедиться правильности выбранного пути.

В городе станция заметна издалека, вестибюли обозначены привычной буквой М. А вход отдельно отмечен световым коробом с названием станции.

В вестибюлях станций МЦК размещаются как традиционные кассы и пункты охраны, так и непривычные московским пассажирам туалеты и лифты. Навигация учитывает сценарии использования вестибюлей с учетом всех помещений и функций.

Главный сценарий — проход к поездам. Знаки на пути к платформе крупные и заметные. Второстепенная информация размещена на отдельных указателях.

Сервисные объекты, которые сразу видны основному потоку людей, не требуют указателей. К остальным объектам ведут дополнительные знаки.

Кроме эскалаторов к поездам на станциях ведут лифты, которые пригодятся родителям с колясками, инвалидам и пожилым людям.

Знаки всегда расположены перпендикулярно потоку. Пассажир, видя впереди указатель, чувствует уверенность еще до того, как прочтет текст, и спокойно движется вперед, не задерживая остальных.

В турникетном зале МЦК, в отличие от станции метро, пассажиры выбирают платформу.

На платформе также есть все необходимое для прокладки маршрута: список станций МЦК и схема метро.

Маяк в городе
В городе станция заметна издалека, вестибюли обозначены привычной буквой М
Вход отдельно отмечен световым коробом с названием станции
В вестибюлях станций МЦК размещаются как традиционные кассы и пункты охраны, так и непривычные московским пассажирам туалеты и лифты. Навигация учитывает сценарии использования вестибюлей с учетом всех помещений и функций
Кассы
Эскалатор к поездам
Лифт к поездам
Туалет
Лестница
Главный сценарий — проход к поездам.
Знаки на пути к платформе крупные и заметные. Второстепенная информация размещена на отдельных указателях
Сервисные объекты, которые сразу видны основному потоку людей, не требуют указателей
К остальным объектам ведут дополнительные знаки
Кассы
Туалет
Альтернативные маршруты
Кроме эскалаторов к поездам на станциях ведут лифты, которые пригодятся родителям с колясками, инвалидам и пожилым людям
Во всех помещениях специальные знаки указывают на путь к лифту
Отдельных указателей к лестнице не предусмотрено — эскалатор предпочтительнее. При этом сама лестница оборудована всеми необходимыми навигационными табличками
Лифт к поездам
Знаки всегда расположены перпендикулярно потоку. Пассажир, видя впереди указатель, чувствует уверенность еще до того, как прочтет текст, и спокойно движется вперед, не задерживая остальных
Дистанция чтения
Дистанция заметности
Быстрые решения в потоке
Указатель выбора пути содержит минимум информации для принятия мгновенного решения в «быстрой» зоне. Подробные списки и схема намеренно расположены дальше
В турникетном зале МЦК, в отличие от станции метро, пассажиры выбирают платформу
«Быстрая» зона
«Спокойная» зона
Планирование маршрута
В стороне от потока, в «спокойной» зоне, размещены списки станций и схемы — здесь пассажиру удобнее проложить маршрут и выбрать оптимальный путь
Над всеми эскалаторами и лестницами расположены подтверждающие направление знаки
Указатели расположены там, где их ожидает увидеть пассажир. Все развилки, лестницы, эскалаторы и двери снабжены ясными знаками, помогающими людям лишний раз убедиться в правильности выбранного пути
На платформе также есть все необходимое для прокладки маршрута: список станций МЦК и схема метро

Станции отличаются по архитектуре и устройству, но принципы организации движения пассажиров у них одни и те же, поэтому навигация придерживается единой логики.

Указатели направляют людей ко входам и выходам, помогают спланировать маршрут и пересесть с МЦК на метро и другой транспорт.

Последовательное наполнение знаков

Ориентирование на станциях электричек сложнее, чем в метро, поэтому информация на знаках выбиралась с особой тщательностью. В навигации использован принцип последовательного наполнения знаков: важная информация дублируется по мере приближения к объекту.

Скажем, направление к нужной станции показано на нескольких навигационных табличках, но по мере приближения указываются ближайшие улицы и важные городские объекты.

Направления поездов

МЦК — это способ пересесть с одной ветки метро на другую, минуя центр города и загруженную кольцевую линию. Для знаков с направлениями поездов выбраны ближайшие станции с переходом на метро — эти станции запомнят быстрее всего и они станут надежными ориентирами.

На отдельных указателях располагается информация обо всех станциях и пересадках.

Вместе с переходами на станции метро указаны пересадки на пригородные поезда

Выбор топонимов для указателей

Отдельная история — как мы выбирали топонимы для указателей. (Спойлер: выбирали мы их мучительно).

Станции МЦК по большей части находятся в отдаленных районах, около лесов и промзон. Для москвичей это новые точки на карте, соседние улицы не известны практически никому. Вот, допустим, станция Лихоборы. Рядом с ней — Проектируемый проезд 490 и Проектируемый проезд 1047. Легко было бы указать их на навигационных табличках, но есть проблема. На этих улицах никто не живет, никому туда не надо!

Чтобы сделать навигацию осмысленной, в качестве ориентиров выбраны ближайшие крупные магистрали, названия которых давно и хорошо знакомы пассажирам. Они расположены дальше, но людям становится ясен маршрут и направление движения.

Карта шаговой доступности вокруг станции «Владыкино»

Информация повторяется и дополняется на каждом следующем знаке. В финальной точке на выходе со станции заранее указывается направление к объектам на улице.

В финальной точке на выходе со станции заранее указывается направление к объектам на улице.

Всего в рамках проекта размещено 864 знака, для которых подготовлено более 1300 макетов.

Станции оснащенные навигацией полностью

Зорге
Панфиловская
Стрешнево
Балтийская
Коптево
Лихоборы
Окружная
Владыкино
Бульвар Рокоссовского
Локомотив
Измайлово
Соколинная гора
Андроновка
Угрешская
Дубровка
Автозаводская
ЗИЛ
Деловой центр — транзитная зона
Шелепиха — подземный переход
Хорошево — мост через шоссе
  • Студия Лебедева выражает благодарность Павлу Исупову за помощь в работе над проектом
Сделано за 91 день