Создание навигации на Московском центральном кольце

Процесс

Старт проекта — июль, запуск кольца — первые числа сентября. На производство конструкций требуется минимум две недели. Значит, у нас на все про все месяц. За это время нужно подготовить концепцию, спланировать размещение знаков на станции, создать все макеты.

Это не тот проект, который позволяет закопаться. Здесь нужно действовать быстро и по всем фронтам разом. Нужна стратегия.

Формируем список материалов, которые мы должны передать в производство, и описываем задачи, чтобы получить результат по каждому виду работ.

Общие задачи проекта

  1. Разработать концепцию навигации.
  2. Разместить знаки на планах станции.
  3. Подготовить количество и габариты всех знаков для производства.
  4. Создать макеты знаков для станций.
  5. Перепроверить все, пока идет производство.

Быстрый старт

В концепции легко увязнуть и застрять, поэтому быстро погружаемся в детали, нащупываем подводные камни и запускаем задачи, которые от концепции почти не зависят:

  1. Собираем информацию о положении станций в городе и объектах вокруг них.
  2. Нумеруем выходы.
  3. Анализируем связи с другими видами транспорта.
  4. Разбираем и приводим в удобный для нас вид чертежи станций и планы территорий.
  5. Едем осматривать строящиеся станции.

Задача: в первом приближении подойти к концепции

Надо провести концепцию через несколько проверок — на примерках, на макетах и на временном внедрении. Двигаемся методом прогрессивного джипега, постоянно уточняя графику и развеску после каждой примерки, эскиза, поступления данных об улицах и архитектурных ситуациях.

Двигаемся по плану:

  1. Расплетаем пассажиропотоки на паре типовых станций.
  2. Прикидываем, как много сервисных объектов (туалетов, касс) и где они расположены.
  3. Знакомимся со структурой помещений на станции.
  4. Пробуем на быстрых эскизах разные группировки знаков и информации на них.
  5. Сразу переносим дизайн на бумажный макет, «ходим» по макету человечком, проверяем сценарии.
  6. Получаем примерное представление о виде знаков, количестве информации, направлениях.

Этого достаточно, чтобы начать делать шаблоны и тестовые развески знаков.

Задача: определить размеры знаков для производства, не дожидаясь верстки шаблонов

Берем уже собранную инфу об объектах вокруг станции для понимания максимального количества информации на знаках — переходим к дизайну на реальных данных.

Собираем сведения о физических ограничениях на станции: высота потолков в вестибюлях, на мостах, в переходах, ширина проемов и эскалаторов, ширина и количество дверей в группах, свободные поверхности на стенах и над дверями.

Дальше необходимо:

  1. Определить дистанции чтения знаков и выбрать примерный размер кегля.
  2. Прикинуть верстку самых неудобных указателей с длинными названиями и большим количеством объектов.
  3. Сформировать предварительную линейку размеров.

Для проверки себя печатаем габаритные макеты на пластике и оцениваем их пространстве реальной станции.

Задача: выбрать места размещения указателей на станции

Для этой задачи уже собраны все планы станций в удобном формате. На каждом листе — один этаж, листы пронумерованы и подписаны. Техническая информация для строительства из планов исключена.

Для размещения знаков нужно:

  1. Разобраться с возможными потоками по планам.
  2. Выехать на несколько типовых станций, чтобы оценить расстояния, углы обзора, масштабы и проверить гипотезы о движении людей.
  3. Разметить всю массу знаков на планах карандашом, чтобы видеть всю картину сразу и целиком.
  4. Наверняка понадобится алгоритм выбора форматов, чтобы несколько человек могли проверять и размещать знаки на планах.
  5. Затем нужно перенести все в электронный вид и создать экспликации знаков для каждой станции и эксель-формате.

Проверяем себя, создаем бумажные макеты основных пространств для уточнения видимости и дистанций на уже готовой развеске.

Выполняя задачу, фиксируем все типовые случаи в разных постройках и собираем базу похожих пространств на всем кольце. При переносе знаков на планы следим за тем, чтобы похожие места были решены одинаково.

В некоторых местах остается пища для размышления после реализации проекта — например, в похожих помещениях развеска немного отличается в деталях или в верстке. Впереди запланировано внедрение временной навигации из пластика, тогда и поймем на примере реального движения пассажиров, какие решения удачны, а какие нет, и сможем еще что-то подправить перед размещением готовых знаков на станции.

Задача: определить информационное наполнение для знаков

Для этой задачи материал тоже собран заранее — задолго до того, как был готов внешний вид шаблонов: выходы пронумерованы, все важные объекты и улицы выписаны и отмечены на картах.

Теперь, когда готовы планы станций и размещения знаков, приступаем к подготовке рабочих документов.

Нужно:

  1. Подготовить «деревья» раскрытия информации для каждой станции — от платформы до выхода.
  2. Привязать к нужным входам транспортные пересадки.
  3. Определить необходимый минимум информации для описания территории вокруг станции.
  4. Определить положение сервисных объектов внутри станции.
  5. Создать шаблонную таблицу со всеми названиями объектов и станций, которую возможно еще до верстки отдать редактору и переводчику и из нее же потом верстать знаки автоматически.

Задача: создать шаблоны верстки станций

Шаблоны начинаем готовить после первых презентаций концепции заказчику. Параллельно завершался сбор инфы об улицах, о габаритах и возможных комбинациях направлений на знаках. Дизайнер, который создает линейку габаритов, держит основные вариации знаков в голове и, не теряя времени на красивое письмо с картинками, просто рисует все комбинации на листе А4 и передает на верстку.

Для разработки шаблонов предстоит:

  1. Уточнить размер шрифта на основе полных данных о длинах названий улиц и объектов.
  2. Определить стили и расположение главных и второcтепенных объектов.
  3. Выбрать стиль подверстки сервисных пиктограмм.
  4. Создать шаблоны для одинаковых по логике указателей в разных форматах.
  5. Настроить иерархию стилей внутри рабочих файлов.
  6. Обеспечить заменяемость пиктограмм и шрифтовых символов во всех макетах на любом этапе проекта.
  7. Подготовить макеты к автоверстке из таблиц с собранной информацией.

Задача: запустить автоматическую верстку знаков

Автоверстка отстает по плану, и в какой-то момент вообще начинает казаться, что количество телодвижений для генерации указателей превысит по срокам ручную верстку. Для сокращения телодвижений решаем писать собственные скрипты. Тем временем принято решение запустить ручную верстку для самых сложных и нестандартных станций, которые в любом случае плохо поддаются автоматизации.

Источником информации для автоверстки служат уже созданные таблицы для производства, в которых есть все форматы и имена знаков, а также таблицы с данными о территории вокруг станций, которые уже проверили редактор и переводчик. Остается только научиться этим пользоваться.

Для этого в «Экселе» нужно:

  1. Перегруппировать информацию, чтобы ее мог «съесть» скрипт.
  2. Сопоставить каждый знак с нужным для него шаблоном.
  3. Экспортировать таблицы в нужном формате

В «Индизайне»:

  1. Настроить создание страниц из разных шаблонов и подставлением имени знака в специальное поле.
  2. Настроить шаблоны для приема инфы о направлениях. (это была большая проблема).
  3. И самое важное: каждый указатель должен быть пронумерован и экспортирован из «Индизайна» с тем же именем файла, который значится в таблицах для производства. Разумеется не вручную.

Задача: проверить сверстанное

Мы сделали быстрые шаблоны для автоверстки с минимумом фишек, поэтому нужны постобработка большинства знаков (стрелочки поставить в правильную сторону, что-то подвинуть или поменять местами) и проверка на логику — чтобы все показывало куда надо и вело последовательно от входа до выхода.

Необходимые действия:

  1. Доверстать нестандартные знаки.
  2. Проверить логику наполнения, распечатав все знаки и разложив в том же порядке, что и на станции.
  3. Еще раз отправить на проверку редактору и переводчику.
  4. Внести все правки.
  5. Отдать файлы в производство.
  6. Нанести все макеты на план для повторной проверки.

Но на этом процесс, разумеется, не заканчивается. Тщательно все обдумав, заказчик и производство решают разместить к открытию движения временную навигацию из пластика. Это значит, что будет шанс объехать все станции и понаблюдать за поведением людей уже на открытом кольце, а по результатам внести правки в макеты, создать инструкцию по монтажу знаков и отдать в производство макеты, уже проверенные реальным движением.

Задача: скорректировать планы размещения макетов

В сентябре начинаем объезд станций с производителями оборудования и представителями МЦК.

Подзадачи:

  1. Скорректировать расположение знаков на месте (например, были случаи, когда физически не получалось разместить знаки в предложенных местах из-за особенностей конструкции потолка).
  2. Определить высоту монтажа каждого знака и зафиксировать ее на плане.
  3. Уточнить расположение на станциях туалетов, касс, полиции и так далее (не на всех станциях эти объекты расположены там, где изначально планировалось).
  4. Проверить логику знаков временной навигации и скорректировать ошибки.
  5. Создать инструкции по монтажу знаков.

И вот только после этого первый этап внедрения навигации на МЦК считаем завершенным.

Следующим этапом будет анализ навигации по факту эксплуатации, дооснащение станций картами и схемами наземного транспорта, создание постоянной навигации между станциями метро и МЦК (вместо временной).