Новый язык коммуникаций Московского транспорта
Московский транспорт — это метро, автобусы, троллейбусы, трамваи, каршеринги, самокаты, парковки и всё, что помогает пассажирам оказываться в нужное время в нужном месте. Это огромная система, которой пользуются миллионы людей каждый день, и с ними нужно общаться: предупреждать, обучать, советовать, сообщать об изменениях и улучшениях.
Чтобы сделать это общение понятным для пассажиров и удобным для Департамента транспорта, мы разработали новую систему коммуникаций: визуальный стиль, шаблоны сообщений и редполитику.
Понятно на ходу
Пассажиры уже привыкли к цветной полосе на всех объявлениях Московского транспорта. Раньше полоса была фиксированного размера и на ней отображался только логотип. В новой системе боковая полоса стала динамической: она меняет размер в зависимости от задачи. Теперь пассажирам легче заметить важные объявления, а пространство плакатов и стикеров используется более рационально.
1. Транспортная информация — красные плашки для выделения важного
2. Рекламные и имиджевые сообщения — яркая графика и понятные образы. Боковая полоса на месте, макеты узнаваемые
3. Социально значимая информация — фирменная рисованная графика
У иконок-маркеров узнаваемая форма, чтобы пассажирам было легче отличить важное предупреждение от полезного совета или формальных правил. У каждой иконки уникальная форма, их легко отличить издалека.

о билетах
или событие
информация
от госорганов
Теперь на ходу видно, какие сообщения самые важные.

Тюнинг логотипов
У четырнадцати подразделений Московского транспорта есть знаки, объединенные общим элементом — условным изображением геометки.
Внутрь каждого такого элемента помещен символ, который исторически «привязан» к своему направлению и менять который запрещено.
Старая версия

Для модернизации логотипов без глобальной смены привычных обозначений была пересмотрена компоновка элементов и обновлены шрифты в подписях. Благодаря этому знаки стали более сбалансированными и приобрели современный вид.
Новая версия

Все подразделения получили новые логотипы.

Блок контактной информации, который всегда сопровождает логотип подразделения, стал легче и избавился от всего лишнего. Теперь важная информация лучше заметна на носителе своего формата, при этом она современно оформлена и ненавязчиво подана.


Контактный блок легко подстраивается под нужный формат, вмещая необходимый объем сведений.
В духе Москвы
Объявления живут не только в автобусах и на станциях метро. Вариативность графики помогает вписывать сообщения в городские ситуации.




Новый стиль используется гибко и ненавязчиво, благодаря чему даже одно и то же сообщение вызывает интерес по несколько раз.
Оперативное оповещение
На случай экстренных ситуаций введен желтый цвет. Он выделяется среди прочих сообщений и помогает не пропустить изменения.


Чтобы помочь сотрудникам транспортных предприятий быстрее выпускать объявления, они собираются по модульному принципу из заранее заготовленных блоков. Не нужно тратить время на верстку и подгонку под разные носители.
Понятно и дружелюбно
На транспорте обязательно должны быть размещены правила: например, как себя вести в случае чрезвычайных происшествий, как провозить багаж. Раньше они были формальными, читать их было неинтересно, хотя они и описывали важные вещи. В новой системе они написаны легко и дружелюбно, но понять их можно даже без слов благодаря иллюстрациям. Для таких плакатов разработан узнаваемый стиль рисунков: их интересно рассматривать, они хорошо сочетаются с другими логотипами и пиктограммами Московского транспорта.

Постоянные персонажи иллюстраций помогают пассажирам разобраться в инструкциях или подсказывают, как себя вести.

Доступный современный язык
Все сообщения теперь ясные, лаконичные и краткие. Для сотрудников транспортных предприятий создана редполитика, которая помогает общаться без канцеляризмов на доступном языке.

Впервые в истории Московского транспорта коммуникации выстроены вокруг полезного действия для пассажира. Теперь каждый плакат, объявление и сообщение несут сервисную функцию: делают что-то полезное для пассажира. Вместо запретов — как решить проблему. Больше не используются формальные и технические наименования вроде «увеличенный пассажиропоток» и «транспортное средство».
В больших объемах информация понятно структурирована. Теперь даже формальные материалы интересно изучать.

Пробное внедрение и тесты
Тесты, проведенные в ходе разработки нового языка коммуникаций, включали сравнение старых и новых объявлений на станциях метро, в наземном транспорте и на московских улицах во время введения транспортных ограничений. Всего в ходе тестов опросы и анкетирование прошли тысяча двести человек. Важные гипотезы были проверены на практике, а материалы — улучшены по результатам исследований.

Новый стиль выбирает почти втрое больше опрошенных
Цветовое кодирование делает сообщения яснее, информация становится лаконичнее и заметнее.


Новая система срывает банк по ключевым параметрам
Большинство людей назвали новые сообщения более заметными и понятными, отметив доступность схем, карт и пиктограмм.
Что дальше
Визуальный стиль сделан таким, чтобы свободно эволюционировать в будущем, проявляясь во все более необычных форматах и материалах. Нужно создать нестандартный носитель — пожалуйста, необходимо оформить транспортный объект — запросто.
Созданные правила и наработки позволят стилю всегда оставаться актуальным и гибко подстраиваться под любую верстку, сохраняя свою узнаваемость.

Московский транспорт. Едем дальше

худрук
арт-директор
дизайнеры
иллюстратор
шрифтовики
копирайтер
моушен-дизайнеры
фотографы
технолог
верстальщики
- Елизавета Алпатова
- Марина Воробьева
- Анна Головина
- Расул Хачиров
- Мария Дудкина
- Илья Полуэктов
- Сергей Николаев
- София Ленартц
- Ярослав Бондаренко
тайные советники
переводчики
- Студия Лебедева выражает благодарность Алене Ереминой за всестороннюю помощь в работе над проектом
«Блексимо» — стартап из Беркли, создающий стабильные квантовые компьютеры. В отличие от гигантов индустрии, разрабатывающих универсальные квантовые компьютеры, «Блексимо» делает компьютеры для решения конкретных задач заказчика.