Книга Джеймса Гордона «Конструкции. Почему они стоят и почему разваливаются»

Описание
Задача. Перевести и издать захватывающую книгу о жизни конструкций.

В этой книге Джеймсу Гордону блестяще удается просто рассказать о технически сложном: что такое конструкции (природные и искусственные), как они устроены, как работают, что удерживает их от разрушения, а что разрывает на части, какие физические законы тому причиной и кто эти законы открыл.

Неформально и остроумно, но без чрезмерного упрощения автор объясняет, как действуют могущественные силы, которые помогают зданиям не разваливаться, вантовым мостам не падать под тяжестью восьми­полосного автомобильного трафика, а плотинам сдерживать тысячи тонн воды. И наоборот: почему из-за таких явлений, как натяжение, скру­чивание, сдвиг и сжатие, ­все-таки случаются катастрофы, отваливаются крылья у самолетов и ломаются ноги у людей.

Благодаря непринужденной подаче энциклопедический объем фактов, причин и следствий воспринимается как увлекательная беседа, которая пролетает незаметно и оставляет у читателя приятное чувство, будто обо всем этом он уже знал (или, во всяком случае, догадывался), и вот наконец эти знания перед ним умело разложили по полочкам.

Книга адресована всем, кого интересуют физические основы и устройство окружающего материального мира.

«

Конструкцией мы называем сооружение из различных материалов, предназначенное для того, чтобы ­выдерживать нагрузки. Наука о конструкциях — ​одна из ­традиционных дисциплин современного знания. Если конструкции руша­тся, велика вероятность гибели людей, поэтому инженеры всегда с пристрастием изучают их поведение. Однако, к большому сожалению, когда доходит до передачи этих знаний простым людям, дело не клеится: инженеры начинают говорить на птичьем языке и оставляют слушателей в убежденности, что учение о конструкциях и их работе — ​это нечто невразумительное, малозначительное да к тому же удивительно скучное.

Тем не менее конструкции так тесно вплетены в нашу жизнь, что мы не можем позволить себе не замечать их — ​любое растение, животное или изделие ­человека несет большую или меньшую нагрузку. Практически все вещи, что нас окружают, являются ­конструкциями того или иного типа. В разговоре о них уместен не только вопрос, почему падают мосты, рушатся дома или ломаются машины, но и почему червяк имеет форму червяка и почему летучая мышь пролетает сквозь куст шипов­ника без ущерба для крыльев. Каков принцип действия сухожилий? Отчего появляется люмбаго? Почему птеродактили весили так мало? Зачем птицам перья? Как работают артерии? Как помочь детям-инвалидам? Почему у парусников такой сложный такелаж? Почему женихи Пенелопы никак не могли натянуть лук Одиссея? Зачем древние люди снимали на ночь колеса с колесниц? Как действовала древне­греческая катапульта? Почему тростник колышется на ветру? Отчего так красив Парфенон? Могут ли инженеры учиться у природы? А чему сами инженеры могут научить врачей, биологов, художников и археологов?

Случилось так, что попытки понять, как работают конструкции и почему они ломаются, оказались гораздо более трудоемкими и заняли гораздо больше времени, чем можно было рассчитывать. Лишь недавно мы смогли заполнить пробелы в знаниях настолько, чтобы ­ответить на некоторые из этих вопросов более или менее ­толково и внятно. Чем больше фрагментов головоломки собирается воедино, тем яснее становится общая ­картина — ​и предмет из науки для узких специалистов ­превращается в полезное и общедоступное знание, применимое в разных жизненных ситуациях.

Эта книга — ​современный взгляд на конструкции в природе, технике и повседневной жизни. Мы поговорим о том, как необходимость в прочности и способности выносить нагрузки повлияла на все виды механизмов и живых существ, включая человека.

»

Из главы «Конструкции в нашей жизни, или Как разговаривать с инженерами»

Джеймс Эдвард Гордон (Великобритания, 1913–1998) — один из основоположников материаловедения и биомеханики, автор популярных книг о конструкциях и материалах. Изучал теорию кораблестроения в Университете Глазго.

В начале Второй мировой войны Гордон поступил на службу в Королевский авиационный научно-исследовательский институт в Фарнборо, где, среди прочего, спроектировал спасательную шлюпку, которой оснащалось большинство бомбардировщиков того периода. Позже возглавил отдел полимерных конструкций, а его методика конструирования из армированного пластика до сих пор применяется в самолето- и ракетостроении.

Занимался исследованием прочности существующих конструкционных материалов и созданием принципиально новых. Награжден серебряной медалью Королевского авиационного общества за разработки в области авиационных полимеров и медалью Гриффита за вклад в материаловедение.







Еще
Далее

Жми на колокольчик
Кликни подписаться
Если глянуть хочешь
Как в проруби купаться

Заказать дизайн...