Про кружки

МОСКВА, 23 июля 2002 г.

Рано утром во вторник пресс-служба Студии Артемия Лебедева сидела в своей курительной комнате и крутила в руках странную кружку, сделанную из непонятного полупрозрачного материала, напоминающего пластмассу. Кружка была легкая и шершавая — на ее поверхности пресс-служба разглядела тонкие концентрические кольца, как будто кружку долго и тщательно вырезали тонким скальпелем из пластмассовой болванки. Сбоку из кружки торчала ручка, сделанная в виде символа «@».

Повертев эту странную кружку в руках, пресс-служба отправилась за разъяснениями к промышленному дизайнеру студии Евгению Маслову.

Пресс-служба: Женя, вот я сейчас держу в руках кружку: странная она какая-то — легкая и шершавая, как будто ее на фрезерном станке делали. Что это такое и почему оно на обычную кружку не похоже?
Евгений Маслов: То что ты держишь в руках, это не готовая кружка Atmark из нашей серии ColorShift, а только ее макет. Макет понадобился нам для того, чтобы оценить размер кружки, ее внешний вид и удобство. А метод ее изготовления называется стереолитографией — это такая технология изготовления твердых объектов путем последовательного «наращивания» одного над другим тонких слоев материала, отверждаемого под действием ультрафиолетового (УФ) излучения. УФ-излучение, освещающее поверхностный слой жидкости, используется для создания твердого элемента в форме поперечного сечения разрабатываемого объекта. После этого объект отодвигается от поверхности жидкости на толщину одного слоя и формируется очередной элемент, соединяемый непосредственно с предшествующим слоем — и так далее, пока объект не готов целиком. А шероховатость, которую ты заметил, — это и есть места соединения описанных выше слоев. Таким образом мы можем получить объемное изображение любого объекта, смоделированного на компьютере. А затем этот макет можно использовать для изготовления формы, необходимой для массового производства готового изделия.

Пресс-служба: Понятно. А из какого материала все это сделано? И зачем нужны такие сложности? Не проще ли просто взять в руки кусок пластика и обработать напильником? Или из гипса кружку отлить?
Маслов: Это сделано из смолы, поэтому и стенки у макета полупрозрачные. Напильником кусок пластика обрабатывать не проще и, разумеется, не точнее. Это как трехмерный принтер — нажал на кнопку, и в стеклянной коробке начинается процесс; через несколько часов лишняя жидкость сливается, и остается твердый трехмерный объект. Ты смотрел фильм «Пятый элемент»? Вот примерно так все и происходит.

Пресс-служба: Ясно. Скажи, а я могу сейчас из этой смоляной кружки кофе попить? Или лучше этого не делать?
Маслов: Можешь смело пить, это смола. Медицинский сертификат я тебе предоставить не могу, но обещаю, что не умрешь и сильно не отравишься. Процесс отверждения закончен, и теперь с ней можно делать все что угодно; обычно такую модель дорабатывают и используют для производства уже настоящих — стеклянных, керамических или пластиковых — кружек. Только ты потом, когда кофе попьешь, не забудь вымыть кружку, а то Лебедев нас убьет.

Пресс-служба: Что такое макет кружки и чем он отличается, скажем, от полезной модели и промышленного образца? И вообще — какие этапы должна пройти кружка от смоделированной на компьютере трехмерной картинки до момента, когда ее можно купить в магазине?
Маслов: Макет вполне может быть и полезной моделью. Поясню. Макет — это то, что нужно дизайнеру, чтобы показать или увидеть объект в объеме, при этом некоторые подробности могут быть переданы условно. Полезная модель нужна для того, чтобы проверить объект в деле, то есть она должна быть функциональной. Промышленный образец — это уже относится к сфере получения патента на объект дизайна. Процесс таков: после всех дизайнерских этапов, скетчей, отрисовок и проектирования поверхности мы подготавливаем файлы для быстрого прототипирования — именно так называется технология, по которой была «выращена» эта кружка. Полученный макет дорабатывается и отдается на завод, где по нему делают партию форм. Затем по этим формам на заводе изготавливают кружки, которые и появляются на полках магазинов.

Пресс-служба: А когда я смогу подержать в руках уже самую настоящую кружку?
Маслов: Сейчас аналогичные макеты находятся за рубежом, где по ним изготавливаются рабочие формы. Там же варят четыре цвета, в которые они будут окрашиваться. Ждем их сначала в студии. Посмотрим и, если все понравится, запустим в производство. Осенью покажем, что у нас получилось.

Студия Артемия Лебедева была основана в 1995 году и стала первой в России студией интернет-дизайна. Сегодня это самая известная в стране профессиональная команда, занимающаяся промышленным дизайном, созданием сайтов и разработкой интерфейсов. Арт-директор — Артемий Лебедев. Ведущие дизайнеры — Олег Пащенко, Рома Воронежский, Илья Михайлов, Олег Тищенков, Анатолий Зенков, Евгений Маслов. Центральный офис студии расположен в Москве; в Германии, в Прибалтике и на Украине открыты представительства.

Два макета кружек (белая сделана из американской смолы, желтая — из отечественной). Макеты отличаются размерами — так проще выяснить, какую из них удобнее держать в руке. (Фото: Алексей Пелевин) (30 КБ)
Дизайнер Маслов с макетом кружки в руках. (Фото: Алексей Пелевин) (70 КБ)
Пресс-служба Студии Артемия Лебедева
Николай Данилов
Номер телефона в Москве
540-18-00
Студия Артемия Лебедева
www.artlebedev.ru
Заказать дизайн...