;-)
1.0 2.0 3.0

Создание схемы линий Московского метро 3.0

Прозрачная схема

Рассказывает Людвиг Быстроновский

Вот вагон «Русич». В нем много больших окон, нет широких простенков, для размещения бумажной схемы очень мало места. У двери поместится небольшая вертикальная схема, над окнами — небольшая горизонтальная.

Но бумажных схем мало. Два места последней надежды для людей, одержимых идеей того, что Нужно Больше Схем, — широкая гармошка в середине вагона и окна.

Нюансы оконной схемы в том, что пассажир не может подойти близко и поводить пальцем по стеклу — мешают те, кто сидит; еще за окном бывает светло и темно, и читаться инфа должна на любом фоне. Естественно, заливать фон плашкой нельзя — все-таки дыра в стене вагона нужна в первую очередь для того, чтобы две армии пассажиров (внутри и снаружи) могли хорошенько подготовиться и устроить зрелищную битву. В общем, сложная дизайнерская задача, а не ковыряние в носу.

Вот образец 2010 года:

Проблема этой дизайн-попытки в том, что обводка очень сильно затрудняет чтение — картинка на стекле поможет, если человек забыл название вон той красной станции, но почти бесполезна, если он не знает схемы и хочет найти, например, где находится станция «Мерзляково» (если кто-то не из Москвы и попытается это сделать, то сломает глаза).

Фоточки с первой примерки. Тогда в студию еще не завезли заказанный вагон «Русич», поэтому примеряться идем в метро. Схему сделали не специального размера, а взяли один из существующих форматов, чтобы посмотреть для начала, как пойдет.

Технология проста: побрызгал водичкой, прилепил.

На этой фотке, кстати, видна изнанка: на прозрачную основу сначала наносится белый слой, а потом сверху на него ложится цветная краска.

Самой заметной на этой схеме вышла река: она настолько забивает линии и названия, что пассажиры просто физически не могут на это смотреть. Следующие по степени крутизны — белые соединительные кругляши.

И пульверизатор в руке Егора, и палец Марка как бы говорят нам: обратите внимание на белые заполненные точки внутри переходов.

Смотрим, делаем выводы, уходим.

Пока готовится следующий файл для окна, файл основной схемы пересобирается по-новому — без белых технических объектов (синяя плашка для иллюстрации прозрачности).

Для проверки разных предположений — несколько файлов и пленок — устраиваем дополнительные примерки.

1. Версия со всем фаршем:

2. Версия только с русским и без остального фарша:

3. Здесь примечательна прозрачная река:

4.

5. На этой фотке внимания заслуживают белые контуры вокруг линий. Цветной слой здесь такой же, как белый:

6. Здесь цветной слой в файле больше, чем белая подложка: получается, что цвет запечатывает даже торцы белой подложки. Линиям от этого хорошо, а тексту нет — линии так и оставим, только выбивку пересадок сделаем больше, чтобы не залипали.

7.

8.

9. Серый тест «Бауманской» лучше видно на открытых перегонах и так же хорошо в тоннеле. Есть мысль сделать белые буквы сероватыми, потому что белый на открытых участках метро плохо различим на фоне домов, зелени и бетона.

10.

11.

12. Круги выбиты для того, чтобы не залипали при контровом освещении:

13. Снова речка:

14. Еще речка:

Итог примерки: в целом хорошо. Есть мысль сделать белые буквы сероватыми, потому что белый на открытых участках метро плохо различим на фоне домов зелени и бетона.

Подшаманиваем файл и еще раз проверяем в депо (надо проверить, чтобы не было пузырей и разводов). Английский решаем вовсе убрать, он нечитаемый везде. ЖД и автобусы тоже убираем. Прозрачная речка — клевая, оставим, ее только на станциях и на открытых перегонах видно.

А как мы наклейки будем делать на прозрачную схему, когда новые станции откроются?

Пара идей:

1. Первое, что пришло на ум, — стирать старые части растворителем и поверх клеить новые наклейки. Херово, наверное, будет.

2. Или не рисовать строящиеся станции вовсе, но оставить место под них, чтобы потом сверху бомбануть. Только здесь проблемы с пеньками возникнут на конечных.

3. Вырезать старый кусок и вклеить новый.

Пока второй вариант нравится больше всего.

В студии достаточно серьезно рассматривался вариант с размещением пленки прямо на сознательных пассажирах, но в итоге эта тема не прижилась. Но еще предстоит попробовать людей с рекламными щитами-бутербродами, конечно.

От постановки задачи движемся к проверке решений. На этот раз проверяем то, как смотрится схема, когда за ней темнота тоннеля.

Очередную примерку разделили на две части, потому что в рабочий день неохота толкаться с пассажирами — у нас пока четыре цветопробы, нужно много места и мало сочувствующих советчиков (когда людям не нравится кегль или цвет ветки на схеме, которую при них примеряют, они обычно вызывают милицию, а нам некогда). Отправляемся ночью на кольцевую, там у вагонов двери такие же, как и у тех, для которых проектируем; днем поведение схемы на просвет можно позырить на стеклах прямо в студии; когда получим ответы на основные вопросы, поедем днем в метро примерять один самый жизнеспособный вариант.

Проверяем несколько вещей.

* * *

Первая — формат.

Иногда на двери будет реклама, и можно делать схему в ширину рекламного модуля (мельче, но аккуратнее):

Если забить на рекламу и делать крупно (но есть опасение, что будет неаккуратно):

Оказывается, что на несвязность с рекламой можно смело забить, крупная версия выглядит в жизни приятнее в сто раз:

Только надо будет ее уменьшить на сантиметр, чтобы клеить было удобнее.

Интересно, что на мониторе маленькая смотрелась классно, а большая — хуже. В жизни оказалось все наоборот на первой же секунде сравнительной примерки:

Та же фотка, но с подписанной иконкой-сайленс:

Кроме формата, проверяем линии будущих станций. Строящиеся ветки исполнили в двух вариантах. На одном — прозрачным пунктиром без подложки (так же, без белой подложки, печатается река):

На этой фотке предлагается найти «Парк Победы» на желтой ветке (она пока еще 8-я, но будет 8А), и под ней тоже идет еле видный желтый пунктир. Еле виден он потому, что под ним подложки нет. Под всеми остальными линиями — есть.

Вот вариант пунктира с белой подложкой. Для сравнения достаточно попробовать найти ту же желтую ветку:

Непрозрачная версия с белой подложкой побеждает. Но не только потому, что линии видно норм, но и потому, что они заклеиваются хорошо.

* * *

Второе — наклейки.

Наклейки смотрятся заебись. Мы их специально не приглаживаем, чтобы легче было снять, поэтому края хорошо заметны. Если разгладить наклейку так, чтобы снять было тяжело, то разницу очень тяжело заметить.

Красная внизу:

Этот вариант называется «факап» из-за единицы и засечки на конечной «Тропарево». Обходим тем, что делаем как на желтых «Раменках» на той же фотке — номер ветки переезжает к последней строящейся на ней станции. Засечку у построенной станции на готовящейся к продолжению ветке, скорее всего, будем делать обычную.

Наклейка на желтой внизу (вот тут приглаживаем пальцем верх наклейки, и почти сливается, но потом тратим, чертыхаясь, пару минут, чтобы хоть как-то подцепить и отодрать):

Подцепить и отодрать нужно, чтобы проверить разные варианты того, как печатать буквы.

Вот наклейка, на которой не повторяется название «Парк Победы» — название остается с основной схемы. Заслуживает внимания серая надпись «Минская», которая закрывается потом белой на наклейке:

А вот вариант, где «Парк Победы» продублирован на наклейке. Так делать не будем:

А вот Марк сдает экзамен на то, мог бы он работать младшим расклейщиком и хуячить как придется. Экзамен сдан:

Даже такая чудовищная неаккуратность не приводит к чудовищным последствиям.

* * *

Когда схема 3.0 с МКЖД утверждена, наступает время подготовки прозрачной схемы. Для начала схема полностью перекрашивается в белый цвет (кроме реки).

Никакой полупрозрачности — все тени, плашки под текстом и пересадки делаем вырубкой. Сверху кладем второй слой, который раскрашиваем:

Цветной слой делаем чуть шире белого. Иначе при печати белая краска будет выступать по краям.

После редакторской проверки отдаем в печать.

Часть 5