;-)
1.0 2.0 3.0

Создание схемы линий Московского метро 3.0

Новая версия

После сдачи предыдущей схемы начинается работа над версией, которую развесят к открытию Второй кольцевой в начале сентября. Нужно выпустить все форматы: вагоны, инфососы, круглые стелы.

Раньше у нас были отдельные версии схем для круглых указателей. Круглая версия схемы отличалась от вагонной пропорциями.

Но поддерживать две разные версии в актуальном состоянии сложно. Поэтому в этот раз решаем сделать одну версию для всех носителей.

Круглый формат более требователен к схеме, размер носителя не изменишь (их уже производят), пропорции легенды и алфавитного указателя сложно менять. Поэтому за основу берем его.

Для начала нужно увидеть отличия круглой схемы от вагонной. И понять, что проще — добавить кольцо в круглую или адаптировать существующую. Для сравнения накладываем схемы друг на друга.

Основное различие схем — в ширине, и проще адаптировать существующую схему. Смотрим, что получается после первого подхода.

В разгар работы приходит новость, что нужно сделать пересадку «Октябрьское Поле» — «Панфиловская». Это означает, что на пересечении седьмой линии и Второй кольцевой станет очень тесно. Перебираем несколько вариантов, останавливаемся на «сойдет для начала».

В начале проектирования этой версии уменьшили шрифт, чтобы разместить все станции для предварительной оценки схемы. И теперь приходит время вернуть первоначальный размер кегля.

После увеличения кегля в центре становится очень тесно.

Кольцевая при таком размере шрифта должна быть больше. Увеличиваем кольцо и растягиваем схему по ширине. Получается почти квадратная схема.

Квадратной схеме на круглом указателе тесно. Легенда ушла далеко вправо (красная), а нужно, чтобы она была левее (зеленая).

Немного меняем сетку. Раньше сетка была такая: фиолетовая ветка внизу выравнивается с верхней синей, а красная стоит посередине между фиолетовой и зеленой. Чтобы избавится от дыры на юго-востоке (где на реке надпись Moskva River) и неприятного изгиба серой, решаем сетку немного сузить. Теперь красная и фиолетовая стоят ровно посередине между верхними ветками.

Для оценки плотности схемы отражаем ее зеркально и размываем. Таким образом мы не сосредотачиваемся на деталях, а видим картину целиком.

Становится очевидно, что нужно перераспределить плотность. Схема под весом станций заваливается налево — надо ее спасать. Верхние ветви двигаем направо. Появляется несколько странностей (левый флаг у синей ветки и лишний изгиб красной около «Комсомольской»), но для первого подхода по спасению сойдет.

В зеркальном блюре хорошо видна равномерность.

Тридцать градусов

Но у схемы есть еще одна проблема — много воздуха внизу между кольцевой и Второй кольцевой. Как возможное решение, пересобираем схему, используя тридцатиградусную сетку. Из-за такой смены угла схема станет ýже, и, возможно, пустота внизу схлопнется.

В итоге дыра внизу практически не уменьшилась, зато наверху стало очень плотно. Область, ограниченная синей веткой, сузилась и все станции прилипли друг к другу. Возник сильный контраст плотности между верхней и нижней частью.

На сорокапятиградусной схеме этот контраст не сильно заметен. Поэтому тридцать градусов остаются интересным экспериментом, а мы возвращаемся к родным сорока пяти.


Переосмысление сетки

Настает пора крепко задуматься об открывающихся станциях Второй кольцевой. В предыдущей версии схемы они были закрыты, и кегль шрифта названий был меньше. Теперь же станции открыты, и в некоторых местах (к примеру, между «Ботаническим садом» и «Бульваром Рокоссовского») названиям тесно. Оставаясь в рамках предыдущей сетки, решить задачу просторного распределения сложно. Спрашиваем себя: «Как мы поступили бы, если бы начали проектировать впервые схему сейчас, когда эти станции уже есть?»

Вряд ли мы стали бы прижимать их. Меняем вертикальный шаг сетки. Основа осталась та же, но шаг уменьшился. Теперь некоторые линии метро сдвинуты относительно старого положения влево или вправо на один шаг сетки.

Приводим схему в порядок и показываем арт-директору.

Арт-директор соглашается с новым подходом.


Пересадки и светофор

Каждая станция Второй кольцевой адаптирована для инвалидов — помечаем станции.

Становится известно, что при открытии Второго кольца некоторые станции переименуют. Когда вновь появилась пересадка «Октябрьское Поле» — «Панфиловская» (бывшая «Ходынка»), мы упустили, что станция «Зорге» идет перед «Панфиловской» и ее нужно сместить под фиолетовую линию.

Пытаемся это решить, введя круглую пересадку, чтобы появилось место для новой подписи. В этот момент подходит арт-директор и говорит, что пешие пересадки лучше показать наглядно. К примеру, между «Октябрьским Полем» и «Панфиловской» — 700 метров. И на схеме должно быть сразу видно, что идти по улице далеко.

А еще по просьбе арт-директора убираем круглую пересадку в центре, вернув светофор и заодно пересобрав центр схемы.

Решение с длинными пересадками дается не сразу. К примеру, теперь кажется, что от «Измайлово» ближе пешком до «Соколиной Горы», чем до «Партизанской».

Вводим градацию пеших пересадок. Пересадки длиной до 400 м показываем короткими. Те, которые длиннее 400 м, теперь выглядят очевидно длиннее.

Также вспоминаем о том, что пересадка на «Шелепихе» будет в «теплом» контуре.

Зажигаем кольцо

В Москве появляется не участок линии из двух станций, а открывается полная кольцевая линия из 31 станции. И надо обратить на это внимание. Арт-директор предлагает сделать кольцо светящимся.

Чтобы выбрать нужный стиль свечения, наделываем вариантов, распечатываем, развешиваем на Стене Плача и зовем арт-директора.

Арт-директор тыкает пальцем в нужный вариант. После этого делаем такое же количество вариантов цвета и отправляем файлы в типографию — печатать цветопробы.

Приходит сообщение, что Вторая кольцевая теперь будет называться Московское центральное кольцо. Исправляем легенду.

Настает время добавлять на схему новый аэропорт Жуковский.

Реклама пересадок на МЦК

Нужно рассказать людям о пересадках на МЦК: сколько метров между станциями, как долго идти и когда будет построена теплая пересадка (если будет). С появлением МЦК впервые появляются наземные пересадки, обозначаемые точками. Но они сообщают только то, что это какая-то необычная пересадка, поэтому надо добавить полезную информацию.

Пока основной дизайнер в отпуске, подключаем второго.

Решаем отказаться от метров, так как это непонятная величина, оставляем минуты. Четыреста метров — это много или мало? Непонятно. А пять минут понятны каждому.

Варианты отображения информации о «холодных» пересадках

Накидываем варианты отображения информации.

Делаем попытки показать графически, что когда-то появится «теплая» пересадка.

Но все это превращает пересадку в непонятную никому сущность. Решаем, что лучше сделать нормальную подпись.


Варианты инфы с красными подписями и чувачком

Развиваем вариант с красными подписями около пересадки.

1.

2.

3.

Первый вариант стремный, второй лаконичный, но непонятный. Останавливаемся на третьем, примеряем на всю схему. Класс, глобальной переверстки не потребовалось.

Акцентирование теплых пересадок

После того как уже рассказано о «холодных» пересадках и необходимости ходить по улице, чтобы пересесть на МЦК, заказчик просит выделить «теплые» пересадки, которые не отличаются от пересадок на метро.

Просто болдом?

А если еще увеличить сами пересадки?

К сожалению, такое выделение оказывается слабым.

Подумав, предлагаем альтернативный вариант: рекламный блок над легендой.

Заказчик одобряет рекламный блок, но говорит, что обойтись без выделения «теплых» пересадок все-таки нельзя.

Похоже на прыщи.

А если дать пересадке обводку?

Да, так хорошо. Показываем заказчику.

Заказчик говорит, что выделение слишком слабое. Оставляем как запасной вариант и ищем что-то еще.

Проблема свечения в том, что оно слишком сильно привлекает к себе внимание, а у станций метро размывает край кружка, поэтому делаем выделение с помощью полосочек, а не блюра.

Убираем иконку у сообщения о строительстве крытого перехода.

Отдаем схему на утверждение.

Арт-директор — окей, заказчик — окей.


Доработка мелочей

Когда основные задачи выполнены и еще остается время до сдачи схемы в печать, работаем над мелочами.

Переставляем иконки у Белорусского вокзала.

Скругляем Третий пересадочный контур.

Переверстываем кусок от «Ботанического сада» до «Бульвара Рокоссовского».

Выравниваем расстояния от кружков до подписей, скругляем реку над «Киевской», ровняем белые плашки под текстом по строчным буквам, делаем одинаковыми расстояния между точками у «холодных» пересадок, немного двигаем подписи в центре, по просьбе заказчика убираем рекламный блок об МЦК и поправляем еще кучу микроскопических вещей.

Готово.

Часть III