Издания: Первое Второе

Второе издание книги «Язык шаблонов. Города. Здания. Строительство» Кристофера Александера

Задача. Переиздать важную книгу об архитектуре и проектировании окружающей среды.

В этой книге, впервые опубликованной в 1977 году, представлен радикально новый подход к архитектуре и строительству. Авторы считают, что люди сами должны проектировать свои дома, улицы и районы, и эта идея опирается на простое наблюдение: самые замечательные места на планете были созданы не архитекторами, а обычными людьми.

Титул и контртитул

В книге описан «язык» для проектирования окружающей среды, единицы которого — шаблоны, — отвечают на архитектурные вопросы: какой высоты сделать окна, сколько этажей должно быть в здании, какую площадь в микрорайоне отвести под деревья и газоны.

Издание содержит более 250 шаблонов — каждый включает описание той или иной проблемы, ее обсуждение, подкрепляемое иллюстрацией, и решение. С помощью этой книги возможно спроектировать дом для себя и своей семьи, разработать проект офиса, рабочей мастерской или общественного здания, совместно с соседями улучшить свой район и даже весь город.

«Язык шаблонов» — одна из самых значимых книг XX века, которая до сих пор не издавалась на русском, хотя оказала сильнейшее влияние на развитие дизайна, проектирования, архитектуры и компьютерных наук, в том числе объектно-ориентированного программирования.

Страницы 236–237

Страницы 290–291

«
Индивидуально установленная периодичность технического обслуживания и ремонта является важнейшей составляющей благополучия любой части района, потому что именно эта периодичность поддерживает размеренный порядок внесения улучшений и изменений в общее устройство жизни. Когда эта периодичность нарушается, появляются трущобы.

В современном городе выполнение технического обслуживания и ремонта во многом зависит от того, являются ли пользователи собственниками помещений. Иными словами, те места, где люди являются собственниками, поддерживаются в хорошем состоянии, а те места, где люди ими не являются, часто приходят в запустение. Когда частные жилые дома находятся в окружении магазинов, офисов, школ, обслуживающих предприятий, университетских территорий, то в таких местах появляется энергия, естественным образом присущая этим домам. Люди стараются привнести в свои дома индивидуальность и комфорт. Люди склонны вкладывать бóльшую часть себя в свои дома, нежели в другие места, где они также проводят время. Маловероятно, чтобы человек одинаково вкладывал свою душу в обустройство двух мест, составляющих две половины его жизни. Мы приходим к выводу, что многие окружающие нас пространства выглядят безликими и лишенными индивидуальности по той простой причине, что там никто не живет.

Только когда жилые дома присутствуют среди зданий иного назначения — по два-три, рядами или маленькими группами — выраженная индивидуальность этих домов и усилия хозяев по их благоустройству сообщают энергию близлежащим офисам, мастерским и предприятиям бытового обслуживания.»

Из шаблона «Вкрапления жилых домов»

Страницы 404–405

Шмуцтитул раздела «Здания»

«
Понятия «декор» и «дизайн интерьеров» настолько широко распространились, что очень часто люди забывают про свою естественную тягу к вещам, которые им действительно хочется иметь на виду.

На этот простой факт можно взглянуть с двух точек зрения: хозяина дома и тех людей, которые приходят в этот дом.

С точки зрения хозяина очевидно, что его должны окружать вещи, наиболее значимые для него, которые могут участвовать в непрерывном процессе самопреобразования, которое и есть жизнь. Это-то ясно.

Однако в наше время эта функция постепенно подрывается, поскольку люди стали обращать больше внимания на реакцию внешнего мира, начали оглядываться вокруг себя и смотреть на других, на тех, кто приходит к ним в гости; поэтому они заменяют естественные для себя предметы декора на то, что, по их мнению, должно понравиться гостям и произвести на них впечатление. Вот мотив, лежащий в основе современного дизайна интерьеров и декора, предлагаемого женскими журналами. А дизайнеры, пользуясь подобной озабоченностью, разрабатывают полный дизайн-проект и говорят людям, что те не имеют права ничего переставлять в доме, перекрашивать стены, даже добавлять какие-нибудь растения, поскольку они не приобщены к тайнам «правильного дизайна».

Но ирония заключается в том, что гостям, которые заходят в комнату, вся эта чепуха нужна не больше, чем живущим в ней людям. Гораздо занимательнее зайти в комнату, которая является живым отражением человека или группы людей, благодаря чему вы сможете получить представление об их жизни, их истории, их наклонностях, если все это ясно читается в мебели, предметах, висящих на стенах, в безделушках, стоящих на полках. Когда удается получить такие впечатления, безыскусные, как полевые цветы, то искусственно созданные интерьеры, которые являются продуктом современного декора, оказываются совершенно несостоятельными.»

Из шаблона «Вещи, дорогие сердцу»

Страницы 620–621

Страницы 948–949

Кристофер Александер — практикующий архитектор и строитель, первый из награжденных золотой медалью Американского института архитектуры за исследовательскую деятельность, профессор архитектуры Калифорнийского университета в Беркли и руководитель Центра по изучению структуры окружающей среды.

  • Твердый переплет
  • Объем — 1096 стр.
  • Формат — 194×290 мм
  • Тираж — 3000 экз.
  • ISBN 978-5-9806-2121-6
Сообщения об опечатках, ошибках и неточностях, обнаруженных в книгах студии, с благодарностью принимаются по адресу errata@artlebedev.ru
Еще
Далее

«Кривицкий» — это юридическая помощь и уникальные решения в сложнейших и нетипичных судебных делах. В студии задизайнили логотип для адвоката, который ясно видит цель и выигрывает любой ценой.

Заказать дизайн...