Книга Лесли Склера «Проект „Икона“. Архитектура, города и капиталистическая глобализация»
Книга известного британского социолога Лесли Склера представляет собой всеобъемлющий социологический анализ нового типа культовой архитектуры, которая стала широко распространяться по всему миру, начиная с последней четверти ХХ века. Это мастерский обзор творчества ведущих архитекторов нашего времени и выдающихся архитектурных «икон» в контексте развития капиталистической глобализации, которая поддерживает и поощряет создание все более масштабных и амбициозных проектов.
С позиций социолога, хорошо знакомого с пружинами власти частного капитала и коммерческими требованиями, которые тот предъявляет, автор прослеживает триумфальный путь глобального проекта «Икона», порождающего и поощряющего классовую поляризацию и гиперпотребление в современном обществе.
«
Никогда еще в истории человеческого общества не было таких громадных возможностей для эффективного производства товаров и оказания услуг, какие возникли благодаря электронной революции, начавшейся в 1960-е годы, и революции в мировой логистике в связи с появлением грузовых транспортных контейнеров. И при этом, как ни парадоксально, никогда в истории человеческого общества не было столь большого числа людей, желающих приобрести товары и услуги, которые они не могут себе позволить, — это в значительной степени обусловлено беспримерным ростом численности населения и относительной легкостью осуществления коммуникаций, опять-таки благодаря произошедшей электронной революции. Все это привело к поляризации классов, экологической неустойчивости и губительным несоответствиям тому потенциалу, каким обладает капиталистическая система. Эти несоответствия проявляются во всех сферах экономической, социальной и культурной жизни, поэтому те, кто заинтересован в сохранении существующей системы управления, постоянно стремятся отвлечь внимание общества от ее вопиющих недостатков. Эти недостатки маскируются с помощью впечатляющих достижений в архитектуре, которая в наше время является интернациональным мостом, соединяющим различные регионы, от громадных городов в экономически развитых странах до быстрорастущих мегаполисов в развивающихся странах, включая искусственно создаваемый урбанизм в нефтяных странах Персидского залива. Крупные торговые центры, музеи современного искусства, все более высокие небоскребы и урбанистические мегапроекты знаменуют собой триумфальное шествие проекта «Икона», осуществляемого глобальным капитализмом.
<...>
Культовая архитектура появляется там, где сходятся власть, смысл, эстетика и вкусы, когда власть тех, кто управляет глобальной экономикой, и смыслы, генерируемые ее идеологией, а также эстетика, транслируемая архитекторами, создают условия для преуспевания проекта «Икона». Одним из последствий капиталистической глобализации является необходимость трансформации общественного производства, маркетинга и восприятия культовой архитектуры. Эти процессы в значительной степени управляются теми, кто владеет большей частью земель и других природных ресурсов во всем мире и контролирует их использование, — согласно настоящей концепции, это осуществляется транснациональным капиталистическим классом (ТКК). ТКК делится на четыре фракции, частично совпадающие друг с другом, — корпоративную, политическую, профессиональную и потребительскую. В большинстве стран ТКК обладает львиной долей экономических ресурсов и политического влияния, а также пользуется вниманием и поддержкой СМИ. В этой книге автор пытается ответить на вопрос о том, как ТКК использует архитектуру в собственных коммерческих интересах.
»
Из введения
Читатели вправе не согласиться с жесткой критикой Склера, но в любом случае поиск альтернативной эстетики архитектурного проектирования и градостроительства представляет несомненный интерес.
переводчик
главный редактор
менеджер
-
- Твердый переплет
- Объем — 560 стр.
- Формат — 144×215 мм
- Тираж — 3000 экз.
-
ISBN 978-5-98062-144-5
Достаньте, барышни, платочки —
умильным будет наш рассказ:
жене покрасить ноготочки
понадобилось как-то раз.