;-)
Навигация Абонементы

Создание навигации для стадиона ФК «Краснодар»

Описание• Процесс

Первым делом отправляемся на стадион. Общаемся с заказчиком, вдохновляемся проектом и масштабными планами. Заказчик еще раз акцентирует внимание на том, что навигация должна быть деликатной по отношению к архитектуре.

Осматриваем стадион, общаемся с архитекторами и работниками. Задаем много вопросов, собираем материалы, подмечаем особенности стадиона, которые делают его таким уникальным.

Арт-директор с ходу предлагает делать навигацию проекторами: включил-выключил, навигация есть-нет. Начинаем прорабатывать этот вариант и думаем над альтернативными идеями указателей, которые не испортят вид стадиона.

Теневые указатели.

Акрилайт.

Светоотражающие материалы.

Технология, аналогичная «Катафотусам».

Светоотражающие спреи.

Подсветка ультрафиолетом.

Электрохромное стекло.

Нет, у всех технологий находятся минусы, которые мешают ее использовать.

Зрители и маршруты

Одновременно с поиском принципа устройства указателей развиваем навигационную часть.

Стадион проектировали немцы, на планах все выглядит по-стереотипному правильно и педантично. Сразу ищем возможные проблемы и трудности для логистики зрителей. Главная: попасть к секторам восточной трибуны нельзя напрямую, лестницы есть только с трех сторон. Из-за этого крайние входы будут перегружены. А заказчик как раз хочет освободить крайние лестницы для болельщиков с бизнес-секторов и гостевых фанатов.

Думаем, как развести зрителей разных категорий, спортсменов, работников стадиона и прессы. Выделяем группы пользователей:

обычные болельщики;
бизнес-сектора;
ВИП-зрители;
гостевые фанаты;
автомобилисты;
управляющий персонал;
обслуживающий персонал;
футболисты;
пресса;
делегаты и судьи.

Смотрим, как люди попадут на стадион и какими маршрутами будут двигаться:

на общественном транспорте;
на собственном транспорте на внешнюю парковку;
на собственном транспорте на одну из неорганизованных парковок в округе;
на внутреннюю парковку;
из прилегающих районов.

Скрещиваем пользователей и их маршруты, получаем около 30 сценариев. Отрисовываем и раскладываем по ним указатели. Сначала схематично.

Потом и наглядно.

Сразу видим, указатели с каким содержанием понадобятся и в каких зонах следует их располагать.

Графика

Параллелим еще один процесс. Проектор, тень, ультрафиолет или что-то еще — все это должно хорошо выглядеть и быть визуально понятным. Начинаем искать графические решения.

Рождается несколько направлений, которые должны органично вписаться в пространство стадиона. Набрасываем их грубыми мазками, чтобы потом развить на любых носителях.

Вымпелы.

Уровни.

Монолит.

Простой вариант, без лишней смысловой нагрузки.

Тут же видим, что в досмотровых зонах будет сложно развести потоки при разной посещаемости матчей. Будет лучше, если входы в разные сектора будут меняться в зависимости от нагрузки в конкретный момент или матч. Приходим к выводу, что желательна динамическая выдача информации для входящих потоков.

Проекторы

В это же время изучаем проекторы. Быстро понимаем, что даже мощные проекторы вне помещения перебиваются ярким светом солнца и становятся практически не видны.

Есть варианты улучшить: проецирующие пленки, светоотражающие пленки, проецирование на прозрачные поверхности изнутри стадиона.

Вывод: проекторы не перебьют солнечный свет, если матч будет проходить днем. Есть лазерные, но у них слишком непривлекательное соотношение цены и качества, а на солнце все равно оставляют желать лучшего.

Итак, от проекторов и прочего светового оборудования отказываемся как от основной концепции, но приберегаем как возможность для внутренних помещений. Для входов же придумываем идею со световым кодированием. Цвет трибун постоянен, а на входе легко меняется от матча к матчу.

Мониторы

Арт-директор не сдается сделать всю навигацию выключаемой. Предлагает использовать мониторы. Думаем в эту сторону. Открываем массу возможностей: динамическое управление потоками, сменная информация, синхронизация с эпическим круговым медиа-экраном на трибунах.

Короче, видим космос и начинаем фонтанировать глубинными смыслами о природе вещей. Для начала приходим к мысли, что стадион — это не просто сооружение. На стадион просто так никто не ходит. И без людей он никому не интересен. Стадион — это скорее не место, а событие. Поэтому и навигация должна быть не в пространстве, а во времени. Меняться в зависимости от обстановки на стадионе, подсказывая короткие маршруты.

Вспоминаем непререкаемую футбольную веру о поддержке домашних стен. В пользу этого говорит и статистика: команды дома выигрывают в два раза чаще, чем в гостях. К тому же заказчик желает сделать стадион с «домашней» атмосферой.

Решаем вмонтировать динамичную навигацию в стены и сделать стадион по-настоящему радушным, с «домашними стенами», которые помогают выиграть и подсказывают все, что нужно.

Заказчик говорит, что идея нравится, но опасается, что стадион уже готов на 90%. И чтобы установить такую навигацию, придется разбирать его. Уходит совещаться с проектировщиками.

За это время переворачиваем все планы и осматриваем стадион вживую на предмет того, где уже подведено электричество и куда подключить электронику, куда ее спрятать. Отсекаем совсем нереальное, готовим документ-подсказку для заказчика.

Один из вариантов — прятать мониторы за тонированные стекла, служащие ограждением галереи второго яруса. При выключении они становятся не видны.

Стекла оказываются глухими, но сама идея прятать указатели за тонированным стеклом пригодится позднее.

Параллельно проводим тесты указателей. Размеры и стилистику, возможные места размещения.

Невидимые указатели

Заказчик возвращается с заключением: мониторы установить не получится.

Начинаем все сначала. Возвращаемся к идее с тонировкой. На стадионе уже установлена световая полоса. И она как раз не нравится заказчику.

Придумываем указатели из двух пленок, которые не видны, когда выключены, и включаются, когда надо.

Арт-директор предлагает делать часть указателей объемными из того же материала, что и отделка. Ага. По остальным носителям тоже придумываем способы незаметного размещения.

Собираем в новый документ, показываем заказчику.

Заказчик: То, что я и хотел.

Тесты в студии

Итак, задача решена: указатели видно, но не видно. Архитектура не страдает. Все здорово, кроме того, что непонятно, как все это поведет себя в жизни: на разных материалах, при разной освещенности дня и ночи, при разных углах обзора. Надо тестировать.

Начинаем со световых. Идем в магазин, покупаем несколько рулонов тонировочной пленки. Собираем из подручных средств световой короб.




Принцип работает. Но чтобы не было ошибки с высчитыванием мощности светопотока и прочими физическими параметрами, выписываем со стадиона точно тот световой короб, который будем использовать в навигации. Смотрим на разные варианты: тонировочная пленка снизу, оракал сверху; оракал снизу, тонировочная пленка сверху; тонированное стекло снизу, оракал сверху; перфорация на оракале.





Все варианты работают, но останавливаемся на светящихся цифрах на темном фоне.

Очередь за объемными знаками. Главные вопросы: какой толщины должны быть знаки и насколько хорошо будут читаться черные указатели на черном фоне. Режем в пенопласте кучу знаков разного размера, смотрим темные и светлые варианты.

Графика для объемных знаков

Понимаем, что идея невидимой навигации сама по себе настолько крута, что не требует дополнительного графического смысла. Выбрасываем все наработки, что придумали по графике ранее, и начинаем отсекать все лишнее. Определяем набор принципов, на которых будем строить всю навигацию.

Начинаем воплощать принципы в жизнь.

Шрифт

Крутим студийные шрифты. Ни один не подходит. Нужен крепкий, как египетская пирамида, и в то же время современный, как пост в фейсбуке.

Ставим задачу шрифтовику: шрифт должен быть геометричным, жирным, без компенсаторов и лишних деталей, с уверенными и понятными формами.

Шрифтовик начинает с цифр, потому что они используются чаще всего.

Теперь прописные.

Добавляет кириллицу.

На скорую руку набираем шрифтом все возможные на стадионе сочетания обозначений. Смотрим кернинг: лучше поправить его сразу в шрифте, чем потом на каждом указателе. Просим шрифтовика поправить.

Пиктограммы

По образу и подобию первых одобренных эскизов шрифта и одновременно с ним начинаем прорабатывать пиктограммы.

Готовим первые варианты. Забрасываем арт-директору.

Арт-директор: Не годится.

Решаем передать иллюстратору. Иллюстратор делает несколько подходов.

Арт-директор просит сменить руку. Меняем.

Но и эти варианты не нашли отклика в душе арт-директора: «Не, не то. Не нужно никаких новых форм изобретать, должно быть спокойно, классично, но приятно».

Пробуем нарисовать классическую и приятную иконку туалета.

Туалет утвержден, начинаем плясать от него.

Шесть итераций спустя, утвердив около половины иконок, первый арт-директор отправляется ледоколом на Крайний Север, терпит крушение во льдах и две недели на перекладных лайках добирается до интернета. В это время его самоотверженно подменяет второй арт-директор.

Продолжаем поиски.

И находим. Вроде бы все.

Но не совсем. Первый арт-директор находит в тундре пункт связи и радирует дополнительные правки.

Теперь все.

Принципы навигации

Думаем над понятной системой обозначений. Хотя УЕФА и другие футбольные организации выпускают массу документов про устройство стадионов и организацию спортивных мероприятий, в мире нет единой системы обозначения входов на стадион, трибун, секторов и даже ряды иногда обозначаются буквами.

Так что если даже стадион принадлежит известному европейскому клубу, это вовсе не значит, что у него будет понятное устройство и очевидная нумерация.

При этом архитектурно стадион «Краснодар» ближе к голландским, где принято нумеровать сектора разных ярусов строго друг над другом и в правильном порядке.

Однако в России на большинстве стадионов нумерация трехзначная. Берем ее за основу, чтобы родным болельщикам было привычно.

Думаем, как нумеровать входы. Каждый из них делится на две досмотровые зоны, каждая из которых в свою очередь ведет на разные лестницы. Пробуем делить на две и одну.

Чтобы стали понятны преимущества того или иного варианта, просчитываем потоки. Соотносим досмотровые зоны и сектора так, чтобы избавиться от перегрузки отдельных зон и вместе с тем не заставлять людей ходить слишком далеко.

Вдруг понимаем: чтобы все сложилось, надо начать нумерацию секторов не с центра главной трибуны, а вместе с нумерацией входов. Тем более что как раз здесь расположен водораздел в виде фанатских ограждений. И все складывается.

Готовим описание для отдела продаж билетов, который уже готовится начать работу.

Тесты на стадионе

Определяем, какого размера должны быть указатели, чтобы хорошо вписываться в архитектуру, быть заметными, и где они должны размещаться, отправляемся для тестов на стадион. Для этого надо приготовить кучу указателей разного размера, толщины и цвета. Составляем список примерок, подготавливаем тестовые макеты.

Поездка на стадион в понедельник утром. Дизайнер прикидывает, что если начнет в воскресенье часов в 6 вечера, то к полуночи успеет. Просидев с 6 вечера до 9 утра дизайнер понял, как сильно ошибался.

Пакуем полиэтиленовые пакеты с пенопластовыми указателями и в путь.

Верстка макетов

Возвращаемся в студию, закрепляем результаты, записываем размеры. И хотя шрифт с пиктограммами еще не готовы, сроки уже поджимают — пора приниматься за подготовку материалов. Начинаем готовить шаблоны макетов и документов, придумываем, как автоматизировать верстку.

Когда приходит время, передаем верстальщикам все материалы, габаритные размеры табличек, дверей и стен для размещения указателей. Верстальщики строят макеты с любовью, чтобы иметь возможность в любой момент заменить шрифт и весь набор пиктограмм во всех сверстанных табличках.

Все данные собираем в здоровенный эксель, верстаем гибкий шаблон таблички с полями для подстановки данных, подставляем эти данные, бегло просматриваем все 534 макета, слегка причесываем кое-где и выводим в отдельные ПДФ с уникальными кодированными именами.

Вся работа была выполнена с нуля за 7 часов, по грубым подсчетам на одну табличку было потрачено в среднем 47 секунд. Прекрасный пример мастерского владения автоматизированной верстки в «Индизайне»!

Был еще ряд творческих указателей только из стрелок, цифр и пиктограмм, которые надо было гармонично сверстать. Лифты, лестницы, стелы парковки, цифры, стрелки, пиктограммы.

Придумываем разметку парковочных мест. Расстояние между колоннами разное, так что придумываем способы, как это нивелировать.

Арт-директор рекомендует сделать двойную линию по центру.

Дизайнер: Так?

Арт-директор: Вроде того.

Арт-директор обращает внимание на обозначение выезда: непонятно, что это выезд.

Делаем более понятные варианты.

Арт-директор: Не, в принципе не нравится выход из формы как обозначение выезда.

Договариваемся, что такую важную информацию напишем словами.

И дорабатываем еще кучу деталей.

Однако после того, как указатели сверстаны, заказчик начинает сомневаться в неподписанных пиктограммах: не слишком ли все лаконично, поймут ли люди.

Собираем презентацию, в которой подробно описываем, почему лучше все-таки не подписывать.

Заказчик верит.

После этого отдел по продаже билетов обнаруживает, что их планы по обозначению секторов отличаются от предложенных. Просят объединить два бизнес-сектора на каждой из трибун в один. Вновь рассказываем, почему лучше не объединять.

Производство образцов

Макеты готовы, вопросы улажены, начинаем производство. Встречаемся с подрядчиками, обсуждаем предложенные нами материалы и конструкции, выбираем запасные варианты.

Через неделю смотрим первые образцы.

Указываем на проблемные места: скругления углов, несоответствие отделке, недостаточное качество. Понимаем, что цветные световые короба не выживут — слишком хлипко и чужеродно смотрятся они в каменных объятьях стадиона. Заменяем и их на объемные знаки из материала отделки.

Снова встречаемся через неделю. Рассказываем, что улучшить..

И еще через неделю.

И снова через неделю.

За месяц тестирования в команде подрядчиков, кажется, наступило взаимное понимание требуемого результата. Большая часть образцов готова к производству. По остальным даем рекомендации к доработке. Особое внимание к световым коробам.

Упс. Тонировочная пленка хорошо ведет себя в помещении, неплохо на улице. Но под лучами палящего краснодарского солнца эффект свечения совершенно пропадает. А матчи РФПЛ начинаются и днем, так что срочно нужен другой вариант.

Решаем знаки перфорировать. При отдалении отверстия будут сливаться в темное, а при включении освещения — в светлое. Готовим пять тестовых макетов с зерном от 0,1 до 2 мм.

Подрядчик приносит только 2 мм, потому что его фрезер меньше не делает. Да и такой вариант займет 2 месяца производства. Заказчик волнуется и готов повесить указатели, которые просто видно. Кажется, что идея со скрытыми указателями терпит крах. Но решение находится.

Перфорацию не обязательно резать. Решаем просто напечатать: никаких ограничений по зерну и не в пример быстро. Еще немного световых, цветовых и глянцево-матовых тестов в разное время суток и погодные условия.

А также с десяток экспериментов по подбору перфорации, которую правильно воспримет печатный станок.

И готово!

А вот световые знаки в досмотровой зоне не спасает даже перфорация. Заменяем на каменные.

И пока указатели производятся, описываем правила монтажа, верстаем документы для передачи, подчищаем массу разных мелочей.

В момент установки помогаем правильно все развесить и нанести.

И с замирающим сердцем отправляемся на матч-открытие с переполненными трибунами.

Ура, кажется, все 35 000 зрителей на своих местах!