;-)

Схема 1.0
архив
Схема 2.0
архив

 
Официальные схемы:
   
В вагонах

Создание официальной схемы линий Московского метрополитена

Описание Процесс В жизни Вектор

Мы выиграли открытый конкурс на разработку официальной схемы московского метро. На встрече с Дептрансом определяется объем работ в первом блоке: схемы для пяти типов вагонов, правила пользования метро и схема на инфосос.

Первым делом надо понять размеры будущих вагонных схем. Начинаем с исследования разных типов вагонов московского метро. Понимаем разницу между «номерными», «Русичами», «Оками», «Яузами», «точками шесть» и «ежиками». Измеряем простенки. Примеряем разные форматы, чтобы определить точные размеры.

Правила пользования метрополитеном

На старой схеме правила, за редким исключением, размещались на том же листе отдельной колонкой. Чтобы влез алфавитный указатель, надо переверстать и куда-то переместить правила.

В вагоне их куда попало не приклеишь, потому что там почти все пространство законтрактовано под рекламу. Получаем рекламные паспорта разных вагонов, прикидываем размеры модулей, распечатываем на принтере и идем в поля.

Подбираем подходящие места и вычисляем размеры. Останавливаемся на трех форматах. Передаем данные в Детпранс, чтобы город запустил конкурс на печать схем, и приступаем к верстке.

Правила нужно переверстать, чтобы повесить их в вагоне отдельно от схемы и освободить тем самым полезное место.

Вот как было:

Условия игры: текст менять нельзя, порядок пунктов менять нельзя, нумерацию менять нельзя. Зато никто не запрещает сделать хорошую верстку и тем самым обратить внимание на важные вещи.

Вот как стало:

Верстаем три формата правил для вагонов разных типов (квадратик и два высоких).

Обнаруживаем в правилах интересный нюансик, который легко проглядеть: кино и видео снимать нельзя, фотать — можно. Сперва думаем сделать пиктограммы, но понимаем, что придется делать их слишком много. В итоге просто подчеркиваем в верстке ключевые слова.

Колонны экстренного вызова

Есть еще инфососы — колонны экстренного вызова, такие красно-синие столбы на станциях. Инфосос сверху вниз устроен так: иконки, логотип, схема приклеивается прямо на динамик и в районе юга, на серой ветке под динамик вырубаются дырки (получается такой странный кружок), ниже камера и микрофон, русскоязычные пояснения, как обратиться за помощью, нажимательные кнопки.

Вешать схему на дырку динамика не хочется, а хочется найти какой-нибудь нормальный вариант.

С каждым форматом приходится спускаться в метро для примерки.

Когда становится понятно, что в метро не набегаешься и нужна рабочая модель, Леша Шаршаков из стремянки, скотча, линейки, ножика и бумажки делает в студии на стене модель сосинфа в масштабе 1:1.

Теперь надо всего лишь ходить и прикладывать распечатки к стенке.

На снимках — два варианта размещения схемы: наверху под пиктограммами и внизу под динамиком, справа от микрофона. Вторая мельче, но зато ближе к лицу.

Убеждаем друг друга, что надо вешать большую вверху, но тут приходит Тема, и говорит, что это хуйня и надо размещать так, чтобы низеньким было тоже удобно. Мельче, зато ближе, и не надо устраивать издевательство. Потому что так обычным пассажирам окей, а людей-небоскребов не много. Все равно им предстоит корячиться, чтобы задать вопрос, поэтому потерпят.

Делаем схему и алфавитный указатель исходя из того, что размещаться они будут на таком уровне, где все нормально видно и получится обойтись без дырок. Алфавитный указатель выходит крупным, хорошо читаемым.

Человек все равно подходит за справкой достаточно близко, так что ему все прекрасно видно. А еще ничто не мешает дополнительно размещать станционную схему на обороте инфососа.


Вагонная схема: верстка

Параллельно с доводкой схемы подходит к концу и верстка под разные форматы. Верстаем пять форматов для разных вагонов (один из форматов в двух вариантах — с рекламным размещением либо с алфавитным указателем) плюс один формат для инфососа.

Верстаем легенду.

Верстаем подвал для разных форматов.

Для колонны экстренного вызова делаем два формата — на обе стороны колонны. Особенность этих схем в том, что они только на русском языке. Убираем английский алфавитный, убираем английский язык из самой схемы и переверстываем легенду.

Схему для колонны экстренного вызова разделяем на две части, чтобы их можно было наклеить по обе стороны от микрофона. Ищем, как укрупнить схему.

На протяжении всего процесса верстки постоянно вносим правки от редакторов, переводчиков, читателей ЖЖ Людвига и других доброжелателей.

Относительно схемы с рекламой есть обязательства по тому, какой ширины должна быть рекламная колонка (она же колонка с алфавитным указателем): модуль должен начинаться строго в десяти сантиметрах снизу, чтобы его не закрывала голова сидящего пассажира. Решаем не оставлять под рекламой белое место, а печатать там указатель, потому что не исключены затянувшиеся пересменки, когда ее не будет.

Верстаем. Самая большая схема — 67×57 см, узкая — 36×74 см. Две самые мелкие будут висеть на инфососе.

Вариант размещения схемы на окнах «Русичей».


Схема: Кремль, «Аэроэкспресс» и звезда

Сталкиваемся с проблемой считываемости обозначений Московского Кремля и «Аэроэкспресса».

Логотип «Аэроэкспресса» — пять самолетов.

Логотип понятный, но при уменьшении он превращается в звезду. Никакой адаптированной версии нет, отсылка к самолетам на микроформате пропадает.

До последнего пытаемся его спасти. Например, рисуем самые разные Кремли (были еще с куполом).

Долго схема выглядит так (со Спасской башней и аэроэкспрессовским лого у вокзалов):

Чем дальше пытаемся, тем делается яснее: на схеме стоят несколько непонятных звезд а-ля московские высотки, у вокзалов не найти самолетов, а у Александровского сада размещен какой-то рисунок, который превращает схему в лубок.

Решаем поставить у вокзалов понятные самолеты, а в сердце столицы разместить звезду и растить из нее новый туристический символ.

Звезда — это хорошо, она у города есть, и не надо ссать ее использовать. Такие вещи лучше вводить решительно, через год будет ясно, что все сделано правильно: Кремль — звезда — центр.

В легенде после этого нововведения появляется порядок: ж/д и автобусы выстроились по линии.

У вокзалов нарисована связка поезд+самолетик, у конечных автобусов — автобус+самолетик.

Аэропорты тоже ничего не потеряли, все понятно: вот из аэропорта поезд, вот — автобус.


Иконки про инвалидов

Беремся за «инвалидную» иконку (дошли руки). Делаем ее такой, чтобы она по плотности не разнилась со знаком парковки.

Итоговый вариант:


Пиктограммы

Из полного списка правил выбираем несколько, которые имеет смысл иллюстрировать. Например, слишком поздно на платформе или в вагоне обращать внимание человека на то, что велик в метро провозить нельзя. Точно так же не имеет смысла иллюстрировать запрет на пронос оружия — с оружием почти везде нельзя.

Выбираем к отрисовке правила, запрещающие распивать, курить, снимать видосики, вешать объявления, попрошайничать, и одно, разрешающее фотосъемку (потому что про это не все знают). Про попрошайничество Е. Жгун придумывает смешную метафору с лисой Алисой и котом Базилио.

Только туристу, предположим, из Токио она сообщает, что толстомордым усатым чувакам в круглых очках и дурацком котелке надо прекратить существование прямо здесь и сейчас. А потом становится понятно, что и пользы от этой пиктограммы ноль — попрошайничают в московском метро не пассажиры-любители, а профессионалы, и, чтобы освободить от них метро, достаточно воли властей.

В итоге оставляем пять пиктограмм и часики-галочку.

И все хозяйство приверстываем к вагонным схемам.

Готовим файлы в печать.

Делаем первые цветопробы.

Находим косяки, общаемся на эту тему с типографией.

Делаем вторую цветопробу. Корректируем красный (дальтоникам лучше видно, когда в нем много малинового, но на вкус людей без проблем с цветоощущением диковато смотрится). Утверждаем в печать с учетом исправлений.

Эволюция схемы в сорока картинках: