Создание навигации для стадиона «Лужники»
Вступление
Получаем планы и рендеры от заказчика. Вдохновляемся масштабами, вникаем в мелочи, собираем список вопросов, консультируемся с авторами проекта. Стадион полностью реконструируется, от прежней арены остаются только внешние стены.
Зонирование
На начальном этапе проекта информации о дополнительных ограждениях внутри стадиона нет. Смотрим на физические ограничения и предлагаем разделить арену «крестом». Углубляемся в регламенты ФИФА и прислушиваемся к пожеланиям заказчика. В итоге переходим к классическому делению по трибунам.
Первоначально делим стадион на три этажа и этаж скайбоксов, так как на нижний ярус есть проход с двух этажей.
![](http://img.artlebedev.ru/everything/luzhniki/stadium-navigation/process/luzhniki-navigation-process-01.jpg)
Первое, что бросается в глаза, — это огромная каскадная лестница. Появилось сильное желание как-то ее организовать, чтобы сократить количество ошибок при подъеме. К счастью, быстро приходит осознание: не стоит ограничивать движение на лестнице и нужно дать гостям стадиона возможность немного прогуляться.
![](http://img.artlebedev.ru/everything/luzhniki/stadium-navigation/process/luzhniki-navigation-process-02.jpg)
Инфопланирование
Пишем вопросы, возникающие у посетителей во время движения от метро или парковки до своего места на стадионе. Обсуждаем список вопросов с дирекцией стадиона. В итоге получаем схему информационных сообщений для различных зон.
![](http://img.artlebedev.ru/everything/luzhniki/stadium-navigation/process/luzhniki-navigation-process-03.jpg)
![](http://img.artlebedev.ru/everything/luzhniki/stadium-navigation/process/luzhniki-navigation-process-05.jpg)
![](http://img.artlebedev.ru/everything/luzhniki/stadium-navigation/process/luzhniki-navigation-process-06.jpg)
Согласовываем терминологию с дирекцией стадиона и оргкомитетом ФИФА. (Спойлер: терминология изменится.)
![](http://img.artlebedev.ru/everything/luzhniki/stadium-navigation/process/luzhniki-navigation-process-07.jpg)
Делаем первые наброски графики.
![](http://img.artlebedev.ru/everything/luzhniki/stadium-navigation/process/luzhniki-navigation-process-08.jpg)
Расстановка
Разбиваем информационные сообщения на отдельные указатели и расставляем их на планах. Расстановка постоянно актуализируется в зависимости от изменений в наполнении. Некоторые указатели объединяются, другие, наоборот, делятся на несколько знаков.
![](http://img.artlebedev.ru/everything/luzhniki/stadium-navigation/process/luzhniki-navigation-process-09.jpg)
Первая примерка
Как только формируется первый коридор, берем первый набор черновых указателей и идем на стадион.
![](http://img.artlebedev.ru/everything/luzhniki/stadium-navigation/process/luzhniki-navigation-process-11.jpg)
![](http://img.artlebedev.ru/everything/luzhniki/stadium-navigation/process/luzhniki-navigation-process-12.jpg)
Стадион обрел форму — идем смотреть пространство и делаем дополнительные замеры.
![](http://img.artlebedev.ru/everything/luzhniki/stadium-navigation/process/luzhniki-navigation-process-13.jpg)
Примерка с подготовленными вопросами
Приводим указатели к общему виду, так как в стадион интегрирован стиль всего комплекса. Готовим вопросы по каждому знаку и с этой таблицей идем на примерку.
![](http://img.artlebedev.ru/everything/luzhniki/stadium-navigation/process/luzhniki-navigation-process-14.jpg)
Некоторые указатели проверяем в коридорах студии, но даже это не спасает от того, что вечером мы последними выходим со стройки. Планируя зимнюю примерку в недостроенном помещении, следует заранее подумать о термосе с горячим чаем.
![](http://img.artlebedev.ru/everything/luzhniki/stadium-navigation/process/luzhniki-navigation-process-15.jpg)
Обновляем графику, уточняем сообщения на указателях.
![](http://img.artlebedev.ru/everything/luzhniki/stadium-navigation/process/luzhniki-navigation-process-16.jpg)
Масштабный макет стадиона, проверка гипотез и доработка графики
Неожиданно интерьер стадиона обновляется: цвет стен меняется с темно-красного на светло-серый. Для быстрой проверки некоторых гипотез делаем масштабный макет стадиона.
![](http://img.artlebedev.ru/everything/luzhniki/stadium-navigation/process/luzhniki-navigation-process-17-01.jpg)
![](http://img.artlebedev.ru/everything/luzhniki/stadium-navigation/process/luzhniki-navigation-process-17-02.jpg)
![](http://img.artlebedev.ru/everything/luzhniki/stadium-navigation/process/luzhniki-navigation-process-17-03.jpg)
Появляется идея отделить номер этажа в номере сектора точкой. Стиль становится легче, обновляем все указатели.
![](http://img.artlebedev.ru/everything/luzhniki/stadium-navigation/process/luzhniki-navigation-process-18.jpg)
Планировалось наносить большую часть указателей краской, но тестовые работы оказались не лучшего качества. Делаем таблички.
![](http://img.artlebedev.ru/everything/luzhniki/stadium-navigation/process/luzhniki-navigation-process-19.jpg)
Подрядчик привозит тестовые образцы всех указателей. Смотрим, обсуждаем, выбираем, идем на стадион и прикладываем к стене.
![](http://img.artlebedev.ru/everything/luzhniki/stadium-navigation/process/luzhniki-navigation-process-21.jpg)
![](http://img.artlebedev.ru/everything/luzhniki/stadium-navigation/process/luzhniki-navigation-process-22.jpg)
Неожиданно дирекция стадиона предлагает свою схему зонирования: один сектор на один большой радиальный проход и деление на два яруса. Переверстываем все указатели. Объем наполнения уменьшается, но появляются дополнительные знаки для навигации по местам.
Примеряем указатели с новой графикой и схемой деления стадиона.
![](http://img.artlebedev.ru/everything/luzhniki/stadium-navigation/process/luzhniki-navigation-process-20.jpg)
Через пару недель приходит еще одна схема деления, на этот раз от оргкомитета ФИФА. Адаптируем указатели под новую схему и передаем в производство.
![](http://img.artlebedev.ru/everything/luzhniki/stadium-navigation/process/luzhniki-navigation-process-23.jpg)
Смотрим на первые готовые указатели, оставляем комментарии и ждем открытия стадиона.
![](http://img.artlebedev.ru/everything/luzhniki/stadium-navigation/process/luzhniki-navigation-process-24.jpg)