В дизайне законов нет. Не было и не будет.
В дизайне законов нет. Не было и не будет.
Есть рекомендации, советы, житейский опыт. Есть «десять главных ошибок» и «семь золотых правил». А законов нет.
Если бы дизайн был наукой (а дизайн — это такая же наука, как шахматы — спорт), можно было бы порассуждать, что бывает вот только так и никак иначе. Но дизайн, как всякий вид творчества, искусства, креативности (прости оспади), как всякий способ одних людей общаться с другими, как язык, как мысль, обойдет любые законы.
Поэтому есть смысл говорить об ограничениях, которые применяются в том или ином случае. Индустрия алкогольных напитков старается не изображать спившихся бомжей под скамейками. Операторы сотовой связи не рекламируют восторг абонентов при виде надписи «сеть недоступна» на экране мобильного телефона. Но каждая из этих индустрий может использовать для себя то, что не подходит другой: а) сидят они в баре, у него сеть недоступна, и он на радостях закладывает за воротник, б) бомжи лежат под скамейками и болтают по дешевому тарифу.
Не составляет никакого труда взять любое правило и показать, что им можно со спокойной совестью пренебречь. Например, принято считать, что в оформлении полосы лучше использовать один шрифт. Но это не верно.
Можно с уверенностью сказать, что даже если использовать один шрифт, то на полосе не обойтись без нескольких его начертаний. Ничего нет плохого и в соседстве двух, трех, четырех шрифтов. Начинающие дизайнеры часто используют шрифтовое разнообразие, чтобы компенсировать собственный дефицит выразительных средств. Но отвергать дизайн только по признакам наличия нескольких шрифтов на полосе — бездушный формализм.
Если на полосе набраны образцы девяти начертаний семи гарнитур, это смотрится очень красиво.
Если те же шрифты одновременно использовать в наборе обычной журнальной статьи, это будет выглядеть чудовищно. Или не будет — смотря что за журнал и что за статья. На каждое хитрое правило найдется исключение с винтом.
Вот краткий перечень приходящих в голову «законов», которые автору «Ководства» постоянно приходится слышать как от дизайнеров, так и от заказчиков:
шрифты с засечками читаются легче, чем гротески (шрифты без засечек);
цветовая гамма должна состоять из одного-двух цветов;
существуют несочетаемые цвета;
черный цвет имеет негативный (похоронный, мрачный) подтекст;
белый текст на черном фоне читается плохо (и вообще выворотка плохо читается);
нельзя использовать стандартные фильтры программы «Фотошоп»;
на полосе (коробке, плакате) не должно быть больше семи значимых объектов, так как человек не в состоянии одновременно держать в голове более семи чего-либо;
логотип на полосе должен располагаться справа внизу (слева вверху и т. д.);
логотип должен быть простой и лаконичной формы;
дизайн должен быть минималистичным, а текст — коротким;
надпись на плакате, упаковке, в рекламе должна быть такой, чтобы человек успел ее прочесть за одну (две, три) секунды;
нельзя использовать изображения рукопожатия и земного шара, цвета российского флага;
иллюстрации для печати должны иметь разрешение 300 точек на дюйм, а картинки из интернета вообще нельзя печатать в журнале;
фреймы на сайте — это плохо;
горизонтальная прокрутка окна недопустима;
женщины, дети, кисулечки и т. д. являются положительными образами.
Дело даже не в том, что на каждое подобное утверждение есть тысячи примеров, доказывающих обратное. Дело в том, что все эти утверждения вообще не имеют права на существование в качестве общих правил. Они верны лишь иногда.
От знания таких «законов» страдают дизайнеры и заказчики. Страдают потому, что используют ограничения, которые пригодны в определенных ситуациях, но ни в коем случае не являются универсальными.
А в дизайне законов нет. Не было и не будет.