;-)
.ру/
Ководство


Артемий Лебедев

§ 102. Создание бланков организационно-распорядительной документации

21 января 2004




Слово бланк происходит от французского blanc — белый, в переносном значении — пустой. Существуют самые разные бланки, но сегодня мы поговорим о создании фирменных бланков для корреспонденции.



Бланки делового письма, приказа, факсимильного сообщения и т. д. должны быть пустыми, они существуют только для того, чтобы их заполняли. Но не все знают об этом, поэтому примерно половина корпоративных бланков в нашей стране создается уже заполненными. Посмотрим, как это происходит.



Приходит заказчик к дизайнеру и говорит:

— Послушайте, а вы фирменный стиль умеете делать?
— Умею, конечно.
— Не хуже, чем N?
— Меня, право, обижают такие сравнения! Конечно, не хуже. Entre nous, N вообще фуфло делает.
— Давайте тогда начнем с дизайна фирменного бланка. Это ведь важная составляющая фирменного стиля, как мне говорили в Москве?
— О да, важнейшая. Если турбинные лопатки — профиль вашей компании, то фирменный бланк — ее фас, определенно!



Дизайнер приступает к работе и в скором времени встречается с заказчиком, чтобы показать готовую работу:






Заказчик:

— У меня складывается впечатление, что во время нашей первой встречи произошло недоразумение. Я вовсе не собирался приобретать чистый лист бумаги по цене билета в Париж.



Дизайнер:




Заказчик:

— Вот совсем другое дело. Но девяносто пять процентов листа по-прежнему пустуют… Вы же не хотите, чтобы я вам заплатил только пять процентов от обещанного гонорара?



Дизайнер:




— Прекрасно. Прекрасно. Мне нравится ход ваших мыслей и эта полоска в нижней части листа.
— Только настоящие ценители лаконичного и прекрасного обращают внимание на этот прием. Это называется графическая рифма. Она как бы продолжает и дополняет стиль, берущий начало в верхней части.
— Графическая рифма, говорите? А где же стихи? Я хочу оду, поэму, песню стиля! Я хочу, чтобы весь лист был занят поэзией!



Дизайнер:




— Да! ДА! ДААА! Умопомрачительно! Победа стиля над разумом! Вы — гений!



Счастливый дизайнер получает гонорар, а счастливый заказчик относит стопку бланков в компанию и просит секретаршу напечатать благодарственное письмо дизайнеру уже на новом бланке:






Бланк — очень простой, утилитарный и функциональный объект, не требующий специального украшения.



Когда бланк рассматривают как самостоятельное произведение искусства, он начинает обрастать декоративными элементами, фоновыми изображениями, адресным блоком в нижней части и прочими свидетельствами отсутствия представлений о его назначении.



Не бывает дизайнеров, которые показывали бы своим заказчикам макет визитки без впечатанного имени. Оценить дизайн бланка без текста могут только опытные специалисты. Для того, чтобы избегать упреков в «пустоте» и быстро утвердить макет, дизайнерам надо научиться показывать бланк сразу с текстом:






Лирическое
отступление

Дизайнеры испытывают определенные трудности с показом бланков в своих портфолио, так как по сравнению с той же визиткой бланк занимает много площади, а выглядит пустым. Чтобы избегать таких проблем с подачей, бланк тоже нужно заполнять текстом. В любом случае, это выглядит ценнее, интереснее и привлекательнее, чем большой высветленный логотип на фоне. При желании логотип можно сделать в виде настоящего (а не эмулированного) водяного знака.







Не грех помнить о том, как бланк живет после того, как на нем напечатали текст. Во-первых, бланк можно послать по факсу (следовательно, никаких фоновых изображений). Во-вторых, деловые бумаги обычно прокалывают дыроколом и держат в скоросшивателях (следовательно, нужен щедрый отступ от левого края). Ну и, наконец, на бланках ставят подписи и печати (следовательно, бумага должна хорошо впитывать чернила и не должна быть мелованной или глянцевой).


ГОСТ Р 6.30-2003
PDF, 500 КБ


Унифицированная система организационно-распорядительной документации (УСОРД). Требования к оформлению документов. Издание официальное