;-)
.ру/
Ководство


Артемий Лебедев

§ 170. Негры

11 апреля 2011




Великий художник Альбрехт Дюрер писал: «Также для различных фигур приходится срисовывать различных людей. При этом ты встречаешь две расы людей — белых и мавров. Следует обратить внимание на различие, которое имеется между ними. Лица мавров редко бывают красивыми из-за приплюснутых носов и толстых губ, также голень их, колено и ступня слишком костлявы и не так красивы, как у белых, и таковы же кисти их рук».

Альбрехт Дюрер. Трактаты. Четыре книги о пропорциях


Традиционно в России негров было так мало, что рисовать их не умели. Считалось, что негр «вчера с пальмы слез» и похож больше на обезьяну, чем на человека. Стандартные стереотипы: людоедство и бананоедство.




Сатирикон. СПб. 1911. № 18. 30 апреля, с. 3




Схожим образом изображала негра Геббельсовская пропаганда.




Выставка «Дегенеративное искусство». 19 июля 1937




Отдельная история у негров в советском кинематографе. На съемки вплоть до 1970-х годов приглашали настоящих негров.




Красные дьяволята. 1923





Том Сойер. 1936





Таинственный остров. 1941





Пятнадцатилетний капитан. 1945





Максимка. 1952




Потом что-то изменилось. Негры кончились. Вплоть до 1990-х в роли негров выступали нагуталиненные русские.




Сказ про то, как царь Петр арапа женил. 1976. В роли негра — Владимир Высоцкий





Мы из джаза. 1983. В роли негритянки — Лариса Долина




Автор благодарит Госфильмофонд России за предоставленные материалы




Любопытно, что наличие негров в игровом кино никак не отразилось на мультипликации, где традиции Дюрера живы до сих пор.




Каникулы Бонифация. 1965.




Головы в форме мяча для американского футбола свойственны также обитателям острова Чунга-Чанга.




Катерок. 1970.




Даже в наше время (2005) мы вновь наблюдаем негров, изображенных по неведомым стандартам.




Похитители елок. 2005.




Время снова вернулось назад.




«131 нотная обложка». Издательство «Контакт-культура». 2006. С. 109.
Художник Александр Фролов, 1927 год.




Здесь мы вправе сделать вывод, что если художник (или дизайнер) плохо знаком с объектом своего внимания, он не в состоянии его понять и адекватно передать.