Издания:   Второе Третье

Создание книги «Каллиграфия для всех» Леонида Проненко

Описание Процесс Поиск Эррата Пресса

«Каллиграфия для всех» впервые была издана в 1990 году. С тех пор много чего изменилось и произошло, поэтому просто переиздать книгу не получится.


Середина 2008 года

Для начала просим автора дополнить текст и подобрать новые иллюстрации. Пока автор и редактор работают, перечитываем и просматриваем старое издание.

        
        
        
        

После того как собраны и первично вычитаны все материалы, закидываем будущую книгу в макет книги Гордона. Верстаем и смотрим, что получается.


Май 2009

ПДФ с пробной верcткой.

До 22 июня 2009 года книга фактически ставится на паузу — спасаем мир от кризиса, занимаемся коммерческими проектами.


22 июня 2009

В голову приходит идея сменить формат книги. Альбомный формат выглядит излишне широким, поля, в любом другом издании предназначенные для дополнений, остаются бесполезными и не украшают книгу. Пробуем урезать по ширине.

Берем золотое сечение. Плюс в том, что это должно подчеркнуть художественность книги, да и смотрится такой формат уже интереснее.

        

22–25 июня 2009

Экспериментируем с сеткой. Пробуем оставить «альбомную». То есть просто отрезаем часть листа от альбомного формата (220 × 290), оставляя те же поля.

Поля получились странные, да и вообще что-то не то. В итоге делим на девять колонок. Полоса получается слишком симметричная по вертикали, поэтому верхний и нижний отступы берем из альбомов. Вроде, работает.

25–27 июня 2009

Проходимся по книге, расставляем по-человечески картинки. Возвращаем смысл, так как после изменения формата и сетки многие иллюстрации и подписи к ним уехали. Надо бы написать Теме.


29 июня 2009

На страницах 14–15 видим проблему: ссылки на источники и комментарии ничинают сливаться с подписями под иллюстрациями. Вроде, по логике, они идентичны, но надо попробовать их разделить, убрав все подписи под картинки. Полоса по высоте занимает больше места, зато предыдушая проблема сразу отпадает. Разворот выглядит чище, а значит, мы на правильном пути. Оставляем пока так и держим в уме, что проблему высоты полосы набора со временем решим, текст ведь еще не вычитан окончательно, да и с картинками всегда можно что-нибудь сделать.

Пробуем еще вариант: уменьшаем комментарии на полях на 2 пункта, а подписи оставляем прежними.

Сравниваем. Что-то в этом есть, но выглядит как-то грязно, что ли. Предыдущий вариант формально чище и приятнее.

Пишем Теме:

Получаем короткий ответ:

Проходимся по книге, возвращаем первоначальные цвета у подложек, формализуем подписи к картинкам (ставим все под ними) и разделяем их со ссылками на источники, комментариями и цитатами (стоят на полях).

Становится понятно, что книге не хватает воздуха. Идем с начала.

Было:

Стало:

Обнаруживаем, что ссылки можно собирать внизу в блоки, тогда они не мешают текстам-комментариям.

Пробуем, смотрим. Не то — ссылкам внизу не всегда хватает места. Вспоминаем про ощущение нехватки воздуха плюс про Чихольда с его полями. Увеличиваем нижнее поле, выравнивая попутно верхнее. Получается хорошо.

Картинки. Пробуем симметрию относительно полосы. Не то что-то. Пробуем добавить динамики, усилив переход от текста. Вроде оно. Пускай пока так поживет.

Двухнедельный перерыв на клиентские проекты. Возвращаемся к книге. Блин, что-то не так. Вроде и картинка есть, и правила студийные есть, но все не то. Да, попадаются хорошие развороты, но и только — книга пока не складывается :-(

Может, слишком увлеклись формализмом? Пробуем отделить текст от картинок и «украсить» набор.


Конец 2009

Пытаемся отвлечься. Делаем наброски супера. Автор сказал, что хотел бы видеть на супере прекрасную работу Гуннлойгура Брима:

Немного модифицируем ее под студийный стиль суперобложек, примеряем разные цвета и материалы.

        
        

Попутно ищем и другие возможные варианты оформления. Например, на основе работ автора:

Дальше работаем над версткой. Сравниваем выразительность выключки по левому краю с выключкой по ширине.

        

Упражняемся в наборе подписей.

У студии есть фирменный шрифт Артемиус, которым набираются все студийные документы и книги. Работа над гарнитурой ведется постоянно: добавляются новые знаки, меняется рисунок и пр. Для этого и последующих изданий Артемиус также немного преобразился: округлился, смягчился и стал больше отвечать требованиям книги.

Пробуем разнообразить текст — выделяем п/ж имена авторов и меняем кавычки на курсив.

Добавляем в заголовки рукописный шрифт, который Лена Новоселова как раз начинает делать. Пока готовы только строчные буквы и не работает кернинг, но мы смотрим на рисунок в целом:

Иллюстратор Лизавета Романцова рисует варианты форзацев:

        
        

Все прекрасны, но выбираем последний, только фактуру немного меняем:


Середина — конец 2010

То ли долго делаем, то ли действительно книга не «звучит». Пробуем ставить подписи по центру и убираем движуху из картинок. Не выпендриваемся.

Клементина в заголовках тем временем приобретает кириллицу.

В попытке сделать книгу выразительнее придумываем переплет с накладными сторонками, тканевым корешком, тиснениями, картинками в конце книги и кодированием по разделам — на книжном обрезе сразу видна структура. Иллюстрации можно смотреть отдельно.


Начало 2011

Хорошую конструкцию переплета хочется поддержать и внутри книги. Делаем книгу жестче и структурнее, чтобы за счет контраста подчеркнуть художественность работ.

Тут же обнаруживается небольшая ошибка в выборе формата. Нужно было сразу взять 2/3, как у маленьких книг, и увеличить их до высоты альбома. Картинки теперь стоят более гармонично, формат полосы не отвлекает.

Сноски убираем в конец книги. Жесткое место внизу полосы для подписей. По одной картинке на полосу. Тонированная голубоватая бумага выбивает и выделяет «белый» фон у иллюстраций. Делаем крупный текстурный набор. Плюс к нему крупнокегельные акценты на полях и в тексте. Звучит.

Добавляем к белым плашкам рамки. Ставим акценты в подписи с помощью шрифта Артемиус Блэк.


Март — май 2011

Арт-директор все бракует. Возвращаемся назад. Привычный набор, но еще с экпериментами типа заужающихся колонок ради иллюстраций. Поля, хоть и стали ýже, содержат подписи. Добавляем картинки новых авторов. Собираем по миру несправедливо забытых. Распихиваем по разделам. Вычитываем.

Супер не очень каллиграфический. Рисуем алфавит для обложки. Первый подход.

        
        

Берем последний вариант, перерисовываем и доделываем детали, чтобы не было провалов.

Ставим в макет и красим золотисто-бронзовым легким пантоном.

        

Рисуем буквы для корешка.

Делаем шмуцы синими, чтобы подчеркнуть цвет переплета.

        

Будем все печатать металлизированным пантоном. Делаем пробу.

Отдаем в печать.

Уф.