;-)

Издания:   Первое Второе Третье Четвертое

Публикации про «Дневник дизайнера-маньяка»

Описание Процесс Поиск Эррата Пресса

В контексте книги
Елена Герчук, kak.ru, 02.03.07

На прошлой неделе мне в руки попала прямо-таки исключительная книжка. С одной стороны, хвалить ее совершенно не хочется; с другой — разругать в пух и прах тоже почему-то не представляется правильным, да и не так это просто, как кажется с первого взгляда. Но и закрыть глаза на ее существование тоже нельзя: прежде всего, потому, что книжка от этого не исчезнет. Остается только, рискуя заработать приступ расходящегося косоглазия, попробовать посмотреть на нее с обеих сторон сразу.

Прежде всего, у этой книги гениальное название. О сочетании фамилии «Франк» со словом «дневник», пожалуй, лучше умолчать — оно может оказаться как намеренной и очень рискованной провокацией, так и элементарной неосведомленностью. Зато оставшиеся слова — что «дизайнер», что «маньяк» — являются для современной массовой культуры кодовыми; постоянное использование предельно расширяет их значение — а стало быть, и читательскую аудиторию. Соответственно, их сочетание — «дизайнер-маньяк» — расширяет ее многократно, не говоря уже о воздействии присоседившейся ассоциации с популярным мифом о сумасшедшем художнике.

В действительности никаких маньяков в книге нет, а безграничное понятие «дизайнер» сужено до рамок вполне определенной профессии и даже более того — определенной должности: штатного сотрудника дизайн-бюро, выполняющего конкретные заказы, в основном, в области web-дизайна.

Судя по описанию Яны Франк, такой дизайнер — существо подневольное и оттого глубоко несчастное; круг его общения ограничен мрачными начальниками, придурковатыми коллегами, злобными системными администраторами и тупыми по определению заказчиками. И все они от бедного дизайнера чего-то требуют. Ужас.

Но читатель уже все равно попался.

Теперь — о жанре: на самом деле никакой это не дневник. То есть, возможно, в Сети (первоначально, как утверждает издательская аннотация, книга существовала в сетевой форме) это был именно дневник — продолжающийся, регулярно обновляемый авторский текст. Но книжная форма, никаких обновлений и продолжений не предусматривающая, жестко ограниченная сторонками переплета, придала тексту законченность, определила его структуру, выявила внутреннюю логику. В законченном же виде текст оказался, как ни странно, учебником: местами очень поверхностным, но остроумным и увлекательным, хорошо структурированным, учитывающим самые разные стороны жизни вышеописанного несчастного существа и предлагающим ему отличный набор соответствующих способов выживания. В основном, правда, учебник дает способы решения задач психологических: как общаться с начальником, как — с заказчиком: «После того, как арт-директора вынесут из конференц-зала, можно выторговать у обалдевшего клиента реальные сроки и спланировать весь проект еще раз». Но есть и целые главы — правда, не такие веселые — и о делах собственно профессиональных: где брать свежие идеи, какие книги нужно иметь под рукой. Есть даже глава о том, должен ли хороший дизайнер уметь рисовать. Правда, на последний вопрос Яна Франк однозначного ответа не дает — несмотря на то, что ее собственных, ею рисованных картинок в книге великое множество.

А теперь, наконец, можно поговорить о картинках. Картинки здесь совершенно ни при чем. Правда, сами по себе они довольно милы: вроде бы небрежно, но на самом деле достаточно точно и жестко прорисованные кистью, ярко, но не пестро раскрашенные, грамотно — аккуратненько, так, чтобы не лезло в глаза — подслоенные в «Фотошопе». Вот только к самой книге они не имеют никакого отношения, несмотря даже на надписи (рукописные!), вроде бы привязывающие их к обсуждаемой теме. Собственно иллюстраций, иллюстраций как таковых — картинок, наглядно поясняющих текст — в книге всего несколько.

Остальные же, очевидно, играют роль приманки, работающей, нужно признать, весьма эффективно, не хуже того самого «дизайнера-маньяка» в названии книги.

И вот теперь уже, наконец, можно поговорить и о книге. В контексте Сети, в окружении цифровых картинок и буковок, сам факт рисования руками настолько потрясает, что вопросы «что нарисовано», «как нарисовано», а уж тем более, «зачем оно нарисовано именно здесь», просто никому не приходят в голову. Попадаются в последнее время и книжки, сделанные в той же эстетике — и в них тоже умело и точно поставленная каляка-маляка может произвести эффект шедевра рукодельного искусства. Но Студия Артемия Лебедева издает не книжки, а Книги — с очень большой буквы.

Поля — на зависть Гуттенбергу: боковое поле — 30 миллиметров, нижнее — вообще 50. Снаружи, под суперобложкой, черный шелковистый штапель; внутри — мелованная, скрипучая, цвета слоновой кости бумага. Форзац... нет слов, смотрите сами.

Хотя уже со второго взгляда становится ясно, что это все-таки не Уильям Моррис. Прямо-таки даже совсем не Моррис. Да и это тоже.

Хотя на фоне всей книги этот разворот представляется еще весьма и весьма сдержанным, а главное — цельным. Все остальные, за исключением буквально двух-трех чисто текстовых, густо облеплены по роскошным полям обрезками и клочками все тех же картинок: уменьшенными фигурками, увеличенными кусочками фона, убегающими за обрез книги надписями, высовывающимися из корешка хвостиками.

Как ни странно, но всей этой ползающей ерунде все же не удается развалить книгу на части: классическая форма в конце концов побеждает. Но, торжествуя, она не щадит противника. Минимализм наборной полосы, изысканность шрифта, благородство теплого тона бумаги задают такой уровень профессионализма, визуальной культуры и знания законов жанра, который у вышеописанных несчастных дизайнеров... ну, скажем, просто не принят. И автор книги «Дневник дизайнера-маньяка», очевидно, не является в этом случае исключением.



Яна Франк. Дневник дизайнера-маньяка
Александр Ширышев, eldesign.ru, 08.01.07

Яна Франк, широко известная в узких кругах под псевдонимом Миу Мау, известна в этих же кругах как героическая женщина, достигшая совершенства на поприще арт-директорствования. Рисуя с детства, она уже в 15 лет начала зарабатывать иллюстрацией и дизайном, а в 18 лет уехала в Германию, где вскоре, как и во всем мире, начался интернет-бум. В 2002 года Миу добровольно сложила с себя обязанности арт-директора I-D Media — одного из крупнейших в Германии производителей мультимедиа-контента, и сконцентрировалась на любимом занятии — иллюстрации.

Еще лет 5-7 назад все те же узкие круги буквально зачитывались интернет-дневником Миу Мау, содержимое которого говорило о том, что его автор не только дизайнер-маньяк, иллюстратор-трудоголик, но и мудрая, интересная женщина, способная излагать простым языком сложные вещи. Дневник оказался настолько удачным, что в 2006 году Издательство Студии Артемия Лебедева выпустило одноименную книгу.

Издавать интернет-дневники, даже самые умные и интеллектуальные, еще никто пока не решался, потому как окупаемость подобного мероприятия остается под большим вопросом: зачем покупать книгу, когда ее содержимое можно прочитать в сети? Однако, аудитория у данной книги специфическая: дизайнеры и иллюстраторы. Эти ребята тащатся от запаха типографской краски, от бархатистых страниц и аккуратной верстки. С утра до вечера и с вечера до утра пялясь в экран монитора, они готовы с тихим трепетом накинуться на «живую» книгу, сделанную как маленькое произведение искусства.

Является ли книга Миу Мау таковым произведением? Несомненно, да. Сделанная «эстетствующими педантами», верстка безупречна: классические правила типографики сквозят из каждого символа, полоса набора смакетирована по золотому канону Чихольда. Буквально на каждой странице — иллюстрации Миу, гармонично вплетенные в макет: от полноформатных «в обрез» до заставок, концовок и политипажей. Фактически книга является еще и каталогом работ автора.

И все же главное в книге — те простые мысли о сложных вещах. Миу пишет о том, что хоть раз волновало нашего брата-творца: есть ли на свете идеальный заказчик и нужен ли он вообще, должен ли дизайнер уметь рисовать, как бороться с творческими кризисами, должен ли у иллюстратора быть свой узнаваемый стиль, как совместить творчество с работой, откуда брать свежие идеи, где грань между плагиатом и заимствованием... Сколько глав, столько и важных тем. И, хотя каждая тема может стать предметом жаркого многочасового спора, спорить почему-то не хочется: все правильно и все складно у умницы Миу.

Как оказалось, тексты не копируют веб-дневник один в один, а полностью переработаны для книги, отредактированы и разбиты по разделам. Книга читается на одном дыхании и оставляет неизгладимое впечатление как цельный законченный объект дизайна и квинтэссенция опыта талантливого и мудрого человека.