;-)
Фирстиль Реклама Приложение

Создание макетов приложения такси «Ситимобил» для айфона и андроида

Описание• Процесс

Заказчик просит сделать приложение заказа такси, не оглядываясь ни на кого.

Знакомимся с предметной областью. Изучаем статьи, отзывы и тематические ресурсы.

Анализируем статистику, самые популярные опции и наиболее распространенные жалобы.

Проводим в студии соцопрос об опыте использования такси. Вне конкуренции опция мечты «молчаливый водитель». Еще узнаем, что во многих приложениях невозможно указать несколько детских кресел, и для многодетных родителей это боль.

Начитавшись и наслушавшись всякого, фантазируем. Какое оно, идеальное такси, что оно умеет? Скажем, хочется самостоятельно выбирать водителя из нескольких вариантов или учитывать при ранжировании водителей оценки от друзей. Или вообще постоянно ездить с одним и тем же водителем. А что, если я хочу кататься на такси по расписанию, чтобы каждый день в одно время тот же водитель возил меня из дома на работу?

Или удобная оплата рабочей поездки с корпоративного счета. Администратор аккаунта компании добавляет по телефонному номеру сотрудников в список, и при заказе у пассажира появляется возможность выбрать оплату за счет компании, чтобы не возиться потом с этими чеками.

Ну и, конечно же, возможность через приложение поделить стоимость поездки со знакомыми или отправить другим предложение оплатить поездку.

А еще возможность «шарить» поездку, чтобы отследить на карте приближение опаздывающего товарища или убедиться в том, что таксист не увез жену в Котельники.

Или возможность указать не время прибытия машины к пассажиру, а время ее прибытия к точке назначения. Если надо успеть на поезд к 16:00, то пусть такси рассчитывает, какие там пробки, сколько времени займет дорога, это не забота пассажира.

Или, например, если пассажир молчит, это не значит, что ему все нравится — плохая музыка, болтливый водитель и прочие дорожные «прелести». А водитель и не знает, что что-то не так, а потом злится на оценки. Поэтому в личном профиле хорошо бы указывать предпочтения: радиостанция, стиль вождения, болтливость водителя, аромат освежителя и все такое. Водитель вправе и проигнорировать эти пожелания, но в погоне за хорошей оценкой он, скорее всего, будет стараться следовать подсказкам, оставленным пассажиром через приложение.

Анализируем существующее приложение заказчика.

Расспрашиваем его о механизмах работы такси и таксопарка, планах развития и конкурентных преимуществах. Обсуждаем все утопические предложения и их реализуемость. От чего-то отказываемся сразу, что-то еще зафлексим в процессе работы.

Собираем у коллег промо-коды и отправляемся в поездки, тщательно делая скриншоты всех экранов.

Изучаем лучшие образцы мобильных приложений, тенденции и применяемые ходы.

Устанавливаем приложения такси, пока «ай-ОС» не треснет.

Изучаем каждое из них, сравниваем ходы и способы решения однотипных задач.

Выявляем три подхода к интерфейсу заказа такси, существующих на рынке.

— Опрос или «мастер заказа». Такой у «Яндекс-такси». Поочередно запрашивает выбор каждой из основных опций заказа. Плюсы: нет расфокуса внимания, один экран — один параметр, игра в минимализм. Минус: при каждом заказе надо продираться через этот опросник, даже если всегда указываешь одинаковые параметры.

— Центр управления. Таких приложений большинство. Показывается список выбранных параметров заказа, при нажатии на каждый из них открывается экран с вариантами. Плюсы: заказ такси в один тап, не требуется каждый раз подтверждать все опции. Минусы: для смены любого параметра необходимо отправляться на отдельный экран, что утомляет и нарушает бесшовность интерфейса.

— Комбинации вариантов 1 и 2. Это «Убер» и «Гетт». Начинает с короткого опроса, обычно спрашивая адрес, потом переходит в центр управления. Плюсы и минусы наследуются.

Ставим перед собой ограничение: найти решение, позволяющее заказать такси в один тап, но при смене параметров не гоняющее по вспомогательным экранам.

Собираем все мысли и тезисы в один документ, чтобы ничего не забыть.

Размышляем.

Сразу складываем примерную карту экранов.

Тут же цепляемся за идею представлять маршруты и адреса в виде точек и линий на мини-карте. Адреса сложные и плохо запоминаются, а так одного взгляда достаточно, чтобы прикинуть, откуда и куда предстоит ехать.

Далеко не все прошли курс распознавания марки машины по эмблеме, для многих «Мицубиси лансер эволюшен икс 2.0» — это «красненькая машинка с ромбиками такими», и нельзя их за это заставлять страдать при заказе такси. Поэтому сопровождаем марку такси эмблемой, которую легко сопоставить со значком на машине. Ну и пиктограмма машины, которая не перекрашивается в свой настоящий цвет, — в наше время уже позор.

Размышляем о поездке как о смысловой единице приложения, пытаемся представить ее в виде карточки.

Слишком мелко, вебно и вообще не похоже на мобильный интерфейс. Исправляемся. Пробуем использовать цветовое кодирование статусов поездки.

Примеряем к макету экрана.

Ну, типа, так. Для начала сойдет. После разминки переходим к основной программе выступления — экрану заказа.

Для начала собираем список полей и возможных действий, определяем их актуальность на каждом этапе поездки.

Все эти порции информации раскидываем пока что по экранам и помешиваем, смотря, что при этом выходит.

Не хватает четкой сквозной структуры, охватывающей все данные, чтобы не бегали глаза и не надо было угадывать, как работает каждый элемент.

В качестве самого перспективного выбираем вариант интерфейса «Аппстора»: вертикальный скроллинг с вложенным построчным горизонтальным скроллингом позволяет уложить в экран все варианты всех параметров заказа.

Примеряем.

По-прежнему мусорно, акцентов нет, все вперемешку.

При нажатии на поля ввода адреса появляется карта и возможные варианты.

Или вот еще фильтры сделать, а к вариантам добавить точки на карте — при скролле весело будет.

Ладно, для демонстрации принципа работы пока хватит. Собираем прототип для презентации заказчику.

В последний момент перед демонстрацией рука дрогнула: все же указание точки «откуда забрать» на карте надо не прятать за меню. Решаемся разделить заказ на два этапа: выбор места, а потом — параметров заказа.

Показываем заказчику. Идея сквозного постраничного меню ему нравится, но возникают сомнения относительно общего внешнего вида, выглядит слишком сложно. Ну и еще он просит все же найти способ заказа такси в один тап.

Понимаем, что сейчас сложно отделить идею работы экрана заказа от чернового оформления. Собираем еще три варианта реализации единого принципа постраничного скролла, чтобы показать, что предлагаемый нами механизм способен менять оформление и что процесс его выбора еще впереди.

Заказчик соглашается, настает время поиска стиля.

Ловим дзен: радикально очищаем экран, избавляемся от всех пиктограмм, суперъярких пятен, полосок, картинок, фотографий, разделителей и обводок.

Совмещение пиктограмм с текстом не работает, выглядит как мусор. Оставляем просто текст, карту и параметры совмещаем на одном экране, варианты выводим сразу все.

Получается суперпростой и бронебойный стартовый экран: карта, шторка с построчным выбором параметров и кнопка заказа.

Только цвета притушить надо.

Вместо информации о тарифах рассчитываем стоимость поездки на кнопках. Если знаем точку назначения — сразу прикидываем маршрут и стоимость. Если нет — ограничиваемся информацией о тарифе.

Получается удобная скроллилка. Вводим принципы оформления элементов меню: названия параметров, которые вместо выбора приводят к уточняющим экранам, заканчиваются многоточием; те, которые подразумевают ввод текста, дополнительно подчеркиваются.

Заказчику не нравится тонирование карт, пробуем другие варианты.

С этим экраном примерно определились, переходим к остальным.

Беремся за боковое меню. Карточки поездок в меню не выжили, ограничиваемся списком. При отсутствии заказов разворачиваем его на всю высоту.

Еще когда карточки поездок пристраивались к меню, возникла идея использовать в качестве фона не просто абстрактную фотографию, а привязанную к конкретному времени, погоде и месту. Вечерний дождь на эстакаде или солнечное снежное утро у Кремля. Так мы задаем настроение и устанавливаем эмоциональную связь с пассажиром. Это не просто интерфейс заказа такси, а проводник по улицам города. Делаем привязку к рекламной кампании.

Сперва идея развивается до зацикленного видео вместо фотографий, а потом рождается мысль — снять и вступительный видеоролик, который показывался бы при первом запуске приложения. Собираем референсы, прикидываем содержимое — хочется показать, как машина проезжает через разную Москву.

Когда-нибудь да, а пока флексим. Переходим к остальным экранам. На очереди — чат с техподдержкой. Просматриваем все существующие в мире мессенджеры, делаем выводы. Чатик должен быть умным, с интерактивными элементами и возможностью прикрепить фото либо геолокацию. Чтобы на типичные вопросы человек отвечал текстом или выбирал подходящий вариант из списка. Самые частые причины обращений к специалистам службы поддержки выносим в список возле поля ввода. Ввод текста — это боль мобильных интерфейсов, его надо минимизировать.

Теперь профиль водителя. Прикидываем его содержимое.

Делаем первые попытки.

Решаем, что нужно больше ачивок.

Отображаем разные состояния поездок.

Все не то. Глядя на экран, нельзя понять главное сообщение. Вспоминаем про цветовое кодирование, пробуем использовать большие яркие плашки.

Комки перемешались. Чтобы стало аккуратней, меняем местами панель кнопок и плашку водителя.

Подбираем цвета более тщательно. Градации фирменного оранжевого или полный разброс по hue?

Разноцветные побеждают. Сразу прикидываем анимацию перехода между состояниями.

Техдизайнер приносит машинки разного класса с видом сверху — для карты и сбоку — для всего остального. Они легко перекрашиваются в любой цвет.

Примеряем — красота!

Пришло время навести везде порядок и собрать полноценную карту приложения с настоящими макетами.

Проводим инвентаризацию типографики: собираем все текстовые стили, использовавшиеся при сумбурном макетостроении на всех экранах, и перетряхиваем. Тридцать четыре стиля схлопываются в тринадцать.

Когда внешний вид приложения для «ай-ОС» устоялся, беремся за андроид. Работа начинается с изучения свежих гайдлайнов операционной системы и рекомендаций «Гугла» по разработке материального дизайна. Делаем первый пристрелочный набросок.

Нет, нужно просто адаптировать уже имеющийся дизайн под андроид.

Еще ближе.

Постепенно приложение обрастает дополнительными экранами.

Приводим в соответствие карту приложения для «ай-ОС».

Худрук просит дополнить метку «Где я сейчас» адресом для уверенности и попробовать другие варианты размещения стоимости поездки и времени подачи такси.

В какой-то момент заказчик начинает переживать о том, что новый дизайн слишком радикально отличается от существующего приложения, и приносит свой вариант.

Понимаем тревогу заказчика, поэтому еще раз перебираем варианты, чтобы убедиться, что выбрали лучшее решение.

В итоге дополнительно делаем промежуточную версию для плавного внедрения нового дизайна.

И презентуем заказчику.

Но в итоге в разработку идет самый смелый вариант.

Собираем анимации для разработчиков.




Готовим анонс. Утверждаем у арт-директора набросок фотографий, разыскиваем подходящую локацию, долго дожидаемся нужной погоды, делаем пристрелочные кадры. Разочаровываемся в результате, еще раз ищем локацию и отправляемся на финальную съемку, на этот раз прихватив немного пиротехники для ощущения тумана.

Параллельно со сборкой анонса просматриваем тестовые сборки приложения, пишем замечания.

Готово!