ARTLEBEDEV

Государственный исторический музей

Вторая часть

Рассказывает Павел Герасимчук

Однажды на фасад Государственного исторического музея потребовалось «навесить» иллюстрации исторических событий.

Анализируются материалы, предоставленные представителями музея, какие-то факты находятся в сети. При отборе фактов серьезным условием являлось их геометрическое расположение на фасаде — важно, чтобы события распределялись по изображению равномерно, нельзя оставлять информационные дыры.

Делается довольно подробный эскиз.


Реконструкция

Большая удача — фотография, запечатлевшая момент реконструкции. Ее основной графический элемент — строительные леса. На него и делается упор.

Качество фотографии дает исключительно общее представление о конструкции. Вовремя начинается восстановление башни Лужецкого монастыря в Можайске, характер лесов в целом схож — тут-то и уточняются нюансы.

Одно время крыша студии была застелена палетами, отличными заготовками для строительных лесов.

Чтобы захватить больше полезной информации, фотографии делаются на широкоугольный объектив, что неминуемо приводит к искажениям изображения. Их легко нейтрализует фильтр «Фотошопа» Lens Correction.

Ярус за ярусом формируется конструкция.

Рисуются шейпы
Шейпы мостятся заготовленной текстурой
Появляются металлические вертикали
Между досками образуются просветы
Появляются строители
Башня состаривается, появляются трещинки, ржавчина, блеклость

Пошаговый процесс изображения реконструкции башни:


Эскиз архитектора

Для одной из башен не нашлось подходящего события, что стало хорошим поводом отдать дань уважения архитектору — в изображение вставляется и подгоняется под общий ракурс фрагмент эскиза Владимира Шервуда.


Библиотека

Хранители музея предоставляют емкое фото библиотеки, располагавшейся на верхнем этаже музея.

Из отснятых материалов выбирается самая подходящая фотография зала. Главным критерием выбора является наличие в кадре потолка большой площади и двух балконов. В зале находится экспозиция, что не дает возможности сфотографировать нижнюю стену с окнами, которая в итоге не попадает на иллюстрацию, как и потолок.

Фото примеряется к фасаду, параллельно ведутся поиски идеальной формы разреза стены.

Перед началом отрисовки для уменьшения путаницы выполняется цветовое кодирование ярусов.


Определяются расстояния между уровнями, каждому из которых присваивается определенный цвет
В соответствии с размерами и цветовым кодированием на фасад накладывается сетка
По сетке с постоянными корректировками выстраивается комната. Форма выреза в стене определена — у башни «отгрызается» вершина
Поверх фотографии отрисовывается сегмент ковки перил

Монтируются перила, устанавливаются книжные шкафы, примеряются декоративные элементы, рисуются окна, подбирается цвет стен, проводится работа с освещением.

Шаги «строительства» библиотеки:


Трамвай

Маршрут трамваев, когда-то ходивших по Красной площади, пролегал как раз мимо музея. Хоть к самому ГИМу этот факт имеет отношение достаточно косвенное, оставить его без внимания невозможно.

Уточняется период, модели трамваев того времени и номер маршрута — 236.

Вагон устанавливается на законное место, рисуются отражения неба и здания. Так как слева от музея есть довольно крутой уклон, трамвай наклоняется с учетом этой погрешности
Транспорт заменяется на более раннюю модель, добавляется второй вагон
Чистятся детали, появляются провода
Уточняется одежда того времени, выбирается начертание для номера маршрута
Устанавливается характерный столб, появляются пассажиры, на кузов наносится номер

Деревья

При поиске материалов обнаруживаются снимки, на которых изображены деревья, растущие вдоль фасада музея. Отличная возможность напомнить о былом уюте.

Уточняется порода — липа.

За окном ранняя осень. Под дерево укладываются опавшие листья, а некоторые еще находятся в воздухе.

Маленький штрих — отражение на окне и старый фонарный столб. Про табличку, перекочевавшую со старых фотографий на фасад, нет никакой информации — она остается как талисман.


Пулемет максим и пушка у центрального входа

Подбирается ракурс пулемета, изображаются падающие тени, добавляется закатное освещение. Финальный штрих — человек, стоящий позади пулемета.

До начала работы с пушкой подготавливается окружение: открываются двери, устанавливается подготовленный задник.

С девушкой, которая позировала у центрального входа, пришлось попрощаться, а фотограф остается неловким свидетелем происходящего.

Настало время самой пушки. По сюжету она случайно выкатилась на Красную площадь, а солдаты, по вине которых она выкатилась, пребывают в растерянности и шоке.

Необходимо передать динамику. Пушка расположена к зрителю фронтально, дуло в таком ракурсе превращается практически в круг, что мешает сходу идентифицировать объект.

Настраивается положение, поворачиваются колеса, в нужных местах убираются детали, ставится свет, рисуются тени (от дула на корпусе в первую очередь) — реализуется по максимуму все, что помогает зрителю считать предмет и дает представление о его ракурсе.

Пушка окружается ошарашенными солдатами, для дополнительной динамики она заваливается на бок — одно колесо успело съехать с бордюра.


Лифт

При изображении самого старого в Москве лифта возникают свои сложности. Он находится довольно глубоко от первой стены фасада, что мешает пониманию того, какого он должен быть размера, с чем его сопоставлять, как безошибочно показать срезы стен, их количество, толщину и какие еще проблемы могут возникнуть. С ходу неясно, с какой стороны подступиться.

У хранителей музея запрашивается план первого этажа, при помощи него будет строиться вся геометрия.

План подкладывается под изображение фасада.

Исходя из плана может показаться, что «резать» надо по синей пунктирной линии, но из-за перспективного сокращения приходится расширять плоскость разреза вправо, чтобы лифт не загораживался правой, ближайшей к зрителю, стеной.

Отмечается точка съемки , она находится за границей изображения — все линии на плане сходятся именно в этой точке.

Желтыми тонкими линиями отмечаются плоскости разреза .

Слева в плоскости среза оказываются три стены , сверху — две. Срезы правых стенок зрителю будут не видны, что облегчает изображение.

Комнаты для удобства покрашены в свои цвета , лифт — в свой .

Самая интересная часть — получившаяся в процессе построения проекция обзора. Желтые точки — это области среза стен, а красные — видимые зрителю углы кабины лифта.


На основе этой схемы продолжается работа над комнатами, но уже непосредственно на фасаде.

Изображается сам лифт, в который помещается старушка-оператор.

Настала очередь интерьера. Площадь врезки довольно небольшая, а в ней должны быть изображены три комнаты, которые необходимо визуально друг от друга отделить. Самое простое и уместное решение — индивидуальная световая температура, каждой из комнат присваивается своя.

Лифт с поршнем помещается в сцену
Примерно распределяется световая температура, добавляется каркас шахты
Проводится поверхностная детализация света
Появляются частицы пыли, комнаты становятся более дифференцированы
В зале с лифтом занимает свое законное место лестница
Стены в зале красятся в зеленый, для того чтобы разбавить холодный дневной свет из окна, добавляются бра с теплым светом. Исправляется форма лестницы, на которую крепятся перила

Ключевые шаги изображения врезки:


Александр III с супругой

Царя и его супругу лучше всего разместить в библиотеке, так как события относятся к одному периоду. Обнаруживается идеально подходящая черно-белая фотография, которую необходимо раскрасить. Не секрет, что подобрать составные цвета лиц — непростое занятие.

Чтобы максимально безошибочно их раскрасить, ищутся картины, из которых берутся нужные фрагменты и накладываются в режиме Color. Это один из самых действенных способов не ошибиться.


Бомбардировка

Во время налетов на Москву Кремль был основной целью вражеских бомбардировщиков. Зданию музея тогда тоже досталось.

«Экипажам самолетов определили конкретные цели, на которые предполагалось сбросить осветительные, зажигательные и фугасные авиабомбы. Так, бомбардировщики эскадры KG55 наносили удар по Кремлю, МОГЭСу, зданию ЦК».
«Сталинские соколы» против Люфтваффе

Отлично, нужен самолет KG55.

Ведется работа по подбору ракурсов и определению количества самолетов
На документальных фотографиях видна работа зенитчиков — белые тонкие полосы. Яркие следы в небе — осветительные ракеты вражеской авиации

Силуэты самолетов занимают свои места. Известно, что на втором этаже музея взрывной волной выбило стекла, этот факт фиксируется на иллюстрации.

Изображаются силуэты
Начался сброс бомб, заработал зенитный комплекс, один самолет подбит

Основные шаги процесса рисования событий: