Шрифт Директ
Директ открытый динамичный гротеск с ясными, мгновенно считываемыми формами. Его рисунок нейтральный, но гармоничный и современный.
Директ состоит из девяти начертаний, удобных для создания систем навигации в помещениях. Пропорции нормального начертания весьма широкие, так как навигационные надписи часто расположены не фронтально перед читающим, как книга, а под углом, то есть шрифт должен выдерживать перспективные сокращения. В первую очередь шрифт развит по ширине, поскольку одна из самых часто встречающихся проблем ограниченные размеры носителя информации. Узкие начертания позволят уместить длинные надписи, не жертвуя высотой букв.
Создание шрифта для навигации выдвигает очевидные требования это быстрая различимость на расстоянии, лаконичность и простота форм, и одновременно индивидуальность букв, позволяющая легко их идентифицировать. Поскольку шрифт разрабатывался не для конкретного помещения, а для решения широкого круга потенциальных задач при создании навигации, предугадать и учесть особенности пространства и архитектуры было невозможно следовательно необходим универсальный подход.
Исходя из этих требований были выработаны параметры шрифта: это должен быть гротеск, с достаточно открытыми формами и ясными внутрибуквенными просветами, имеющий характерные детали в строчных, зацепки для глаза, помогающие безошибочно и быстро узнавать буквы. Компактные выносные элементы не будут мешать соседней строке. Контраст между основными и соединительными штрихами низкий, благодаря чему все части буквы видны одинаково.
Высота строчных должна быть значительной, как можно ближе к высоте прописных это позволит набирать слова строчными, не опасаясь, что надпись будет мелкой. Набор навигационных надписей одними прописными крайне нежелателен нам привычнее узнавать слово, набранное строчными: во-первых потому, что строчные более разнообразны и имеют выносные элементы, выделяющие некоторые буквы в строке, во-вторых мы чаще видим слова в тексте и запоминаем их изображение, очертания, состоящие именно из строчных. Взрослый человек не читает знакомые слова побуквенно, а воспринимает целиком.
Развивать навигационный шрифт логично в первую очередь по плотности, потом по насыщенности, и добавить курсив. Учитывалось также и то обстоятельство, что навигационные шрифты часто оказываются на темном фоне (черные формы на белом выглядят мельче, чем белые на черном).
Директ первый кириллический шрифт, созданный специально для навигации. До его появления в распоряжении дизайнеров был Фрисет, сделанный на основе шрифта Фрутигер, который Адриан Фрутигер разработал для парижского аэропорта имени Шарля де Голля, а также несколько других гротесков нейтрального рисунка, в основном текстовых. В основном же наблюдается засилье шрифта Ариал, который Директ хотел бы вытеснить из навигации, предлагая изящество, ясность и тактичность вместо брутальности и неотесанности.
Директ не предназначен для набора сплошного многостраничного текста (например, целой книги). Основное начертание Директа темнее и чуть шире текстовых шрифтов благодаря этому его легко читать на указателях, но текстовая полоса будет тяжеловесной. Однако Директ вполне подходит для небольших текстов в рекламных буклетах, проспектах, а также для заголовков.
Директ создан для навигации, но характер его рисунка предполагает широкую сферу применения.