Создание навигации в доме-музее Марины Цветаевой

Описание• Процесс

Знакомимся на экскурсии с домом. Отметаем идеи про почерк, стихи, цитаты, книжные листы и тому подобное. В музее все про Цветаеву — навигации в этом хоре не место. Зато есть дом. Дом, в котором жила не только поэтесса, дом, который тоже имеет свою маленькую историю. Например, вот так.

Проходит пара месяцев.


Подготовка

Отправляемся на вторую экскурсию. Музей формулирует задачи:
— Провести гостя от входа к кассам, от касс — к экспозиции. Гости могут обходить залы в любом порядке, но не попасть к кассам не могут.
— В мемориальной квартире навигации не будет, поэтому нужна схема квартиры для стенда с аннотацией и буклетов.
— Нужно придумать, как назвать или пронумеровать залы.
— Нужно закрыть многочисленные служебные двери так, чтобы не выжечь все вокруг надписями «Прохода нет!».

Записываем экскурсию на диктофон, делаем пометки на чертежах, фотографируем важные места для последующего анализа в студии и презентационных картинок, снимаем видеопроходы по основным маршрутам, чтобы точно знать, что видит гость, а что нет. Словом, готовим материал для того, чтобы в музей дальше требовалось ходить по минимуму.

Старт

Широкими мазками прикидываем логику: здание сложное, жесткого маршрута внутри нет, и в любой точке должно быть понятно, где квартира Цветаевой, билеты и выход. Планировка внутри залов тоже сложная: некоторые комнаты идут анфиладой, другие тупиковые. Все очень сложно переплетено, и это не тот дом, где стоит на каждом углу стрелочки ставить.

Если взглянуть широко, то сказать нужно немного:
— квартира Цветаевой где-то наверху;
— билеты и гардероб внизу, в подвале;
— а посередине — выставочные залы.

Чем раньше поселим это знание в голове гостей, тем меньше придется развешивать знаков повсюду.

Поместим сразу на встречающей стойке: квартира — наверх, билеты — вниз. Вот и решение.

Следом разбираемся с нумерацией залов. На первом этаже их пять, на втором, помимо квартиры Цветаевой, один. Не называть же их по порядку. На помощь приходит идея с историей дома. Залы располагаются в бывших квартирах, у квартир были номера, ими и воспользуемся для ориентирования. Не беда, что залов больше, чем квартир, — достаточно завести гостя в нужную дверь с лестницы, а дальше он сам разберется, как двигаться, экспозиция подскажет.

Докручиваем тему с историей дома в номерах и текстах на стенах. Примерно очерчиваем остальные детали.

Вишенкой на торте становится идея, которая погрузит гостей в атмосферу времени еще до начала экспозиции. (Пока ждет реализации.) Собираем первую презу для заказчика.

Пока есть время перед презентацией, думаем еще. Почему бы не сделать номера квартир пропитанными духом дореволюционной типографики. Отправляемся на «Коллекционерус» и собираем второе направление с номерами квартир.

Презентуем. Заказчик колеблется и выбирает первое направление.


Проработка

Окей, идеи приняты — пора найти стиль верстки, определиться с местом для каждой таблички, выбрать материалы и способы производства.

Создаем черновик расположения знаков на плане, в зависимости от вектора взгляда разных потоков.

Берем несколько указателей в текущей верстке, чистую бумагу, маркер и снова отправляемся в музей. На месте принимаем решение, где и что уместно написать, а где нет. Несколько раз проходимся с заказчиком по маршрутам, правим и получаем точное наполнение каждого знака.

Параллельно развиваем верстку.

Независимо от принятых решений продолжаем примерять макеты в музее, оттачиваем формулировки, носим варианты арт-диру.

Верстка скучная. Заход в титулы не встречает понимания у арт-директора.

Крутим еще.

Появилась интересная игра в наборе, финал где-то уже близко.

Примеряем и снова уточняем формулировки.

Неплохо, но, кажется, теперь нужно слегка успокоить.

В итоге собираем три подхода к верстке и показываем арт-директору.

Арт-директор выбирает второй вариант.

Разверстываем и отдаем на просчет в производство, держим в голове, что режимка пока ни к черту и еще пару знаков точно придется переверстать.

Параллельно прикидываем носитель со схемой квартиры. Отдаем иллюстратору эскиз плана, предварительно рассказав, как все устроено, и снабдив фотками.

Иллюстратор возвращается с красотой. Примеряем и оцениваем масштаб.

Верстаем формат с аннотацией, который тоже проходит путь от «скучно» до «норм».

Ставим подписи.

Выбираем материалы и отдаем в производство.


Монтаж

Размечаем места для каждого знака и в день X отправляемся помогать рабочим принимать верные решения.

Готово.