;-)

Интерфейс аэронавигационного экрана вертолета «Скаут»

• Описание
Процесс
25
00:00
1996:31
00:00
00:57
92
0
0
132
0
0
0
0
0
30
0
5
0
55
12,4
63
51
821
224
653
194
889
187
569
218
63
51
59
Статусная строка
температура забортного воздуха
локальное время и общий налет
продолжительность текущего полета и прогнозируемое оставшееся время


Скорость
скорость относительного воздушного потока
путевая скорость



Тахометр
частота вращения двигателя
частота вращения винта


Мощность
двигателей

Угол атаки лопастей
винта

Сила тока бортовой
сети

Напряжение бортовой
сети
Компас

Высота
барометрическая высота (показания альтиметра)
данные высотометра

Скороподъемность

Авиагоризонт
линия искусственного горизонта
угол наклона продольной оси летательного аппарата относительного горизонта
угол наклона поперечной оси летательного аппарата относительного горизонта
указатель положения летательного аппарата
датчик угла скольжения

Топливные датчики
уровень топлива
скорость расхода топлива
давление в топливном баке

Индикаторы работы двигателя
температура и давление масла
температура отработавших газов
температура редуктора



Задача. Разработать интерфейс аэронавигационного экрана для вертолета «Скаут».

Дата выпуска: 28.10.2015

Аэронавигационный экран заменяет традиционную приборную панель и отображает самую необходимую для пилотирования информацию, поступающую от множества приборов. Установка подобных экранов проще и дешевле по сравнению с аналоговыми панелями, а при необходимости экран легко обновляется — добавляются новые показатели или изменяются способы отображения данных. Интерфейс экрана для «Скаута» разработан с учетом всех индивидуальных особенностей и технических характеристик этого вертолета.

Экран в кабине «Скаута» находится на расстоянии около семидесяти сантиметров от глаз пилота, поэтому важные числовые значения демонстрируются предельно крупно, а подписи к ним для облегчения чтения отображаются другим цветом. Цветовая гамма — четко различимая, контрастная, подобрана с учетом как дневного, так и ночного освещения. Для приборов определено стандартное цветовое кодирование, которое помогает пилоту быстро ориентироваться в ситуации при выполнении маневров: зеленым или белым цветом обозначается зона оптимальных значений, желтым — область, требующая повышенного внимания, красным — граница, за которой возможны аварийные ситуации.

 

Авиагоризонт показывает наклон вертолета относительно линии горизонта. При подъеме линия горизонта на приборе смещается ниже, а при снижении — выше. В случае крена летательного аппарата «горизонт» поворачивается относительно прибора, а знак воздушного судна остается неподвижным — получается реалистичный вид с вертолета на землю, так как естественный горизонт для пилота визуально совпадает с искусственным.

Во всех аэронавигационных дисплеях расположение ключевых показателей пилотирования фиксировано для уменьшения вероятности ошибок. Например, скорость относительно воздушного потока всегда расположена слева от авиагоризонта, а барометрическая высота (высота над уровнем моря) — справа.

Скорость полета относительно воздушного потока и барометрическая высота рассчитываются по давлению атмосферы за бортом. Эти индикаторы отображаются в виде подвижных лент с нанесенными на них числами. Текущее значение всегда показывается в середине шкалы, на том же уровне, что и центр шкалы авиагоризонта, чтобы пилоту было удобно наблюдать за несколькими показателями одновременно.

Для поддержания требуемого режима полета и помощи пилоту в экстренной ситуации, например при аварийной посадке, под основными датчиками скорости и высоты показываются дополнительные данные — скорость вертолета относительно земной поверхности с учетом ветра (определяется по данным GPS) и расстояние до земли (измеряется радаром, работающим по принципу эхолота).



Тахометр для вертолета крайне важен. С его помощью пилот следит за тем, чтобы частота вращения винта и обороты двигателя совпадали — это означает, что винт и двигатель жестко сцеплены.

Шкалы тахометра разделены на двадцать секторов, которые покрашены в соответствии с областью занимаемых ими значений. Указатели частоты вращения винта и двигателя тоже окрашены в цвет сектора, в котором в данный момент находятся. Тот факт, что они расположены в пределах оптимальных или хотя бы допустимых значений для пилота важнее, чем числовой показатель, поэтому числа указаны только на границах цветных областей.


Индикатор мощности сделан в виде привычной и интуитивно понятной «батарейки» и показывает текущее значение в процентах.

Лопасти несущего винта находятся под углом к плоскости вращения винта — так называемым углом атаки. Изменение этого угла позволяет обеспечивать устойчивость и управлять движением вертолета по вертикали. Угол изменяется в диапазоне от 0 до 12 градусов, каждый градус — одно деление на шкале.



Топливный датчик на дисплее имеет привычный вид — такой же, как на приборной панели автомобиля. Когда в запасе остается около получаса полета, указатель уровня топлива и текущее числовое значение становятся красными.

Нижняя часть дисплея выделена под индикаторы работы двигателей. Для датчиков двигателей, выполненных в виде столбчатых индикаторов, указываются текущее и максимально допустимое значения. Если текущее значение выходит за пределы оптимального, весь столбец меняет цвет.

Продуманный интерфейс аэронавигационного экрана «Скаута» полностью информирует пилота о текущих показателях приборов вертолета и помогает эффективно контролировать параметры полета, тем самым сокращая рабочую нагрузку и делая полет более комфортным и предсказуемым.



арт-директор
дизайнер и разработчик интерфейса
менеджеры
Студия Лебедева выражает благодарность Александру Шостаку за помощь в работе над проектом
Сайт проекта
scout.aero
Авиация  Украина  Горизонт  Интерфейсы