Схема 1.0
архив
Схема 2.0
архив

 
Официальные схемы:
   
Вестибюльная

Создание официальной схемы линий Московского метро для вестибюлей

Описание Процесс В жизни

Часть I Часть II

После этого Егор оставляет работу над вестибюльной схемой. Концепция утряслась.

На схеме остаются автобусы между линиями метро, без географических подробностей и промежуточных остановок, нас покидают дороги, но остаются достопримечательности и парки. Еще есть идея отметить удаленные районы и нарисовать от них автобусы к ближайшим станциям.

От Егора приходят несколько файлов с последними эскизами.

Эксперты и Егор искали решения на примере северо-запада, и немного на юге. Теперь нужно увидеть всю картинку.

Начнем все с чистого листа. Вооружаемся сайтом «ВикиРутс», «Яндекс-картами» и вторым монитором. Переносим все маршруты между станциями на схему в суперчерновом варианте.

Видно, что самая жесть на юге, там районы хорошо связаны дорожной сетью и много маршрутов.

Попробуем распутать и упорядочить.

Легче стало, но не сильно. X-образные пересечения сильно шумят, и совершенно не понятны маршруты, которые продолжают идти вдоль ветки. Например, 72-й троллейбус идет от «Севастопольской» до «Калужской» и потом вдоль ветки до «Ясенева». С одной стороны, такие маршруты хочется показывать до конца, с другой, они сильно усложняют схему и, возможно, стоит отказаться от продолжения.

Пробуем избавиться от X-образных пересечений, уменьшить размер шрифта и успокоить цвета.

И тем не менее маршрутов слишком много. Схема без парков и достопримечательностей уже выглядит устрашающе. Повод задуматься о том, какие маршруты действительно нужны на схеме.

Важно показать связь между ветками там, где на наземном транспорте удобнее ехать, чем на метро. Значит, маршруты до «Варшавской» можно смело убирать — на нее с одной пересадкой можно попасть и с серой, и с зеленой ветки. Затем зеленая и салатовая ветка на юге имеют пересадку — значит, маршруты с юга салатовой до «Каширской» тоже можно убрать.

Есть еще один подводный камень. У некоторых маршрутов интервал движения большой. Было бы странно советовать автобус, который можно прождать полчаса. За это время можно и на метро через центр доехать.

Зовем на помощь транспортных экспертов и получаем список маршрутов, которые действительно могут быть быстрее, чем поездка на метро.

Снова «ВикиРутс». Проверяем все, что прислали. В отдельную кучку складываем маршруты в отдаленные районы, отсеиваем автобусы, которые повторяют ветки метро или просто кружат по районам, где с метро все хорошо.

После просеивания маршрутов югу схемы значительно полегчало.

Переносим все на схему.

С реалистичностью автобусов на схеме все ясно. Помимо маршрутов между станциями метро, эксперты выбрали еще и маршруты в отдаленные районы города. Пробуем нанести на схему районы и автобусы к ним.

В целом пока тоже кажется возможным уместить все на схеме.

Следом за районами на схему возвращается весь фарш.

Погружаемся в мелочи. Думаем, как показать пересадку с автобуса на метро. Начинаем с кружочка возле станции. Кружочки выглядят как маленькие жучки, расползшиеся по схеме. Пробуем совсем от них избавиться и приезжать автобусом в засечку станции. Для большей чистоты еще можно прям в надпись станции приезжать.

На «Соколе» 6 линий выглядят сложновато. Можно придумать правило и ограничить количество линий, которые выходят из станции, например максимум 3. И немного растащить, чтобы не слипались.

Выглядит неплохо, но есть ощущение, что автобусы, которые приходят в подпись станции справа, считываются гораздо хуже, чем те, что врезаются в ветку. И все-таки хочется, чтобы была конкретная точка, в которой заканчивается автобусный маршрут. Возвращаем точки.

Ну не. 900-е автобусы подсказывают идею с иконками. Вот оно!

И все становится на свои места. Автобусам — своя иконка, электричкам — своя, районам — своя.

После распечатки решение не выживает, иконки сильно мелкие и поэтому плохо считываются, выглядят хуже, чем круги.

Где-то в этот же период, после очередной встречи с департаментом, в схему с грохотом врывается железная дорога. Вопрос с обозначением пересадок становится еще актуальнее. Если автобусы втыкаются в станцию, то и железной дорогой, по идее, нужно втыкаться, но проблема в том, что некоторые пересадки с ЖД на метро имеют разные названия и воткнуться уже не получится.

Незаметно наносим ЖД на схему.

Названия станций сильно усложняют картину. Теперь не очень понятно, как показать ЖД, которая проходит через отдаленный район. Попытка с иконками, которые не выжили:

Названия районов выглядят как названия станций. Хочется избавиться от этого ощущения. С рамками вроде неплохо, ЖД проходит насквозь, и нравится, что обводка района такая же, как и у автобуса, то есть район становится территорией, по которой автобус кружит, а не конкретной остановкой.

В целом схема сейчас выглядит так:

Дальше выясняется одна интересная особенность московских районов и ЖД-станций.

Предоставим вновь слово Людвигу.

Во-первых, надо было понять, как быть с перепутанными названиями районов и станций типа Восточного Дегунина и Бескудникова — по старой московской традиции станция «Бескудниково» находится в Восточном Дегунино, а станция «Дегунино» — в Бескудниковском районе, и когда москвич говорит, что ему «надо в Бескудниково», скорее всего, он намыливается в Дегунино. Картинка для тех, кто ни хера не понял:

(А ведь когда-то я думал, что станции «Смоленская» и «Смоленская» — непонятное исключение в складке пространства; оказалось, что тут в этой вашей Москве все так через жопу, местный топонимический спорт, изюминка для держания в памяти).

По формальной логике, конечно, нужно написать в таком случае на нашей схеме названия районов, а по человеческой — наоборот: жители давно называют районы близ метро названиями станций метро, а районы рядом с ЖД-станциями названиями станций электрички.

Решили, что в случае конфликтов предпочтение назвать место отдается электричкам; если конфликта нет и название районов помещается, то пусть будет.

Во-вторых, надо было понять, подписывать названия всех ЖД-станций или нет. Решили, что попробуем подписать — если убрать никому не интересные названия районов типа «Косино-Ухтомский» (Что там люди говорят? «Я живу у Выхино»? «Я живу рядом с Лермонтовским проспектом»? Вряд ли «Я живу в Косино-Ухтомском районе»), то есть шанс даже у «Перова» нормально расставить названия ЖД. Поприветствуем участников слета станций электричек у «Перова».

Дальше решали, что делать с желтой веткой — спрямлять иль не спрямлять. Восток желтой ветки на схеме:

Восток желтой ветки в жизни:

Пока на схеме не было ЖД-веток, никого особо не парило, например, какое расстояние от «Новокосино» до «Выхино», метро работает как телепорт с остановками.

«Новокосино» и «Выхино» на схеме:

«Новокосино» и «Выхино» в жизни:

Как только на схеме появляются автобусные маршруты, парки и все такое, пузырь пространства норовит лопнуть: нет-нет, да и найдется кто-то, живущий в районе Кусковского, например, лесопарка и понимающий, что «Вешняки» от «Перова», в общем-то, недалеко. Ясно, что на карте «Новокосино» должно быть ближе к «Бауманской», между «Измайловской» и «Шоссе Энтузиастов» есть Измайловский парк и пр.

С другой стороны, желтая ветка же не от хорошей жизни на схемах уже тридцать лет вверх загибается: если ее вывести географически точно, то схема станет шире, а значит, кегль будет меньше процентов на 11, что достаточно до фига. Ну и плюс придется правильно заводить синюю и зеленую внизу, да там почти все на схеме географически неточно. Обратимся к мировому опыту.

На самом деле, много где в мире так сделано.

Лондон. См. серый и розовый пунктиры электричек, слева — на схеме, справа — в жизни:

Еще раз тот же трюк, теперь уже с фиолетовыми пунктирами ЖД-линий:

Стокгольм. Официальная схема ЖД-линий и метро, и как они на самом деле себя ведут:

Ветки электричек совершенно ничего не должны стокгольмцам.

В общем, эксперты дело говорят, конечно. Проблема в том, что не очень понятно, кому нужна такая подробняшка у кассы.

(Конечно, просто надо дождаться появления на станции места, где будет небольшая схема метро плюс карта района с ближайшими ветками плюс подробная карта с окрестностями метро радиуса пяти-десяти минут пешком, и лучше такой стенд влепить не только на станции четыре раза, но и у выхода. Пример страшненького стенда на станции киевского метро, пока оно еще работало:

Очень технологично: слева — единая для всех станций схема метро, справа — карта района, делается на основе «контрол-цэ» из картографического сервиса).

Очевидно, что географическая честность разобьет связь между станционной схемой и вагонной; немаловажно и то, что делать гибридик мы будем еще полгода, и ему по уму нужно квадратное место, а не то вертикальное, которое у нас есть. Висеть гибриду год, а там и новая городская навигационная система, глядишь, уже замаячит; можно провозиться и вообще не успеть ничего повесить.

В общем, видно, что Егор внутренне заряжен на изготовление отдельной большой и подробной схемы «метро плюс ЖД», но к ней должны предъявляться совсем другие требования, не те, что были в конкурсе.

Итого, что решили:
— важнее всего связь с официальной схемой;
— коллизии «район — станция» решаем в пользу станций;
— доделываем схему пять недель (правки плюс иконки достопримечательностей плюс парки плюс корректура) и выпускаем в свет то, что получится;
— после этого посмотрим в городе и решим; главное — нынешнюю встречающуюся повсеместно велосипедку стереть с лица земли, а дальше будем улучшаться.

В общем, итерационный подход применим и уже, глядишь, родим какой-то отправной вариант. Ну на крайняк не будем вешать схему в Жулебине, делов-то, они там и не узнают ничего — за МКАД же живут. Понаехавшие дизайнеры злорадно хохочут над жителями труднодоступных районов столицы:

По итогам экскурса в топологию и географию Москвы отдаленные районы на схеме канули в Лету. Сначала только вокруг ЖД, но потом стало ясно, что одинокие Капотня и Раменки выглядят странно. Еще более странно выглядит «Юго-Западная» с автобусами в Коммунарку и Мосрентген, но без автобусов в Солнцево и Ново-Переделкино. Под сокращение пошли в итоге все.

Приоритет у слоев выстроился следующий:
1. метро;
2. ЖД и станции;
3. аэроэкспресс;
4. автобусные маршруты;
5. достопримечательности и парки.

В проекте наступает затяжная пауза, в ходе которой дизайнеры студии осваивают навыки резанья бумаги и расклеивания ее по полу в метро, работы в спецовках и ведения бумажной документации.

После перерыва происходит квантовый скачок, и схема сильно меняет свой внешний вид. Отключаем пока парки и достопримечательности, чтоб не мешались. Расставляем приоритеты, распрямляем ЖД, выключаем фон, увеличиваем кегль и упорядочиваем стили для второстепенных текстов. Бам!

Рисунок линий очень похож на итоговый, новые пересадки автобусов и ЖД стали жить в единой системе с пересадками метро. Это плюс Из минусов: схема получилась очень шумной, оказывается, цветной фон сильно успокаивал второстепенный фарш. Но есть ощущение, что теперь достаточно тонко настроить цвета — и будет о’кей. Кажется, что финиш уже близко. Возвращаем парки и достопримечательности, пробуем добиться спокойствия с белым фоном, цветной всегда успеем вернуть.

Парки хоть и мягкие, но все равно шумно. Возвращаем фон.

Рисуем милый паттерн для парков.

Неплохо. Фарш успокоился, стиль и цвета вроде устоялись. Собираем всю северную половину схемы, добавляем веселую речку и показываем худруку, чтобы со спокойной душой собирать все, не переживая за кардинальные переделки, или снова все переделать.

Худрук: Збс, только парки нужно просто зеленым сделать.

Отлично, перед финишной прямой выравниваем скелет схемы, делаем ветки симметричными.

И разверстываем всё.

Файл уходит на проверку в ЖЖ Людвига. Читатели старательно присылают 5 страниц замечаний.

Не покладая рук трудятся и студийные ловцы багов, здесь микромир.

Изучаем многосерийные правки от редактора и переводчика.

Схема вверстывается в форматы.

Схема вычитана, переведена, просеяна на наличие багов Людвигом, Егором, Костей и наконец сверстана в двух форматах. Готовимся отдать схему в печать.

Худрук: Надо лес переделать. Сейчас он как зеленая мыльная пена. Это не для схемы.

Делаем еще один подход к паркам.

Выбираем самый простой вариант, обновляем. Перепроверяем снова автобусы, вносим правки.

Отдаем на цветопробу. С 6-го раза серый на цветопробе действительно становится серым, подписываем и идем собирать анонс.