Создание лондонского метропоезда «Сердце России»

Описание• Процесс

Получаем задачу: оформить поезд в лондонском метро. Поезд должен рассказывать про Россию, но не про матрешки и балалайки, а про балет, искусство и архитектуру. Еще поезду нужно название.

Дизайнер:

Предлагаем назвать поезд «Золотое кольцо». Ездить он будет по местной кольцевой ветке, которая на схемах окрашена желтым (золотым) цветом. Думаем, как это правильно сказать по-английски. Хочется рифмы с Circle Line, но есть вероятность того, что Golden Circle воспримут как «Золотой круг» или «Золотую окружность», а про кольцо даже никто не подумает. Пока оставляем вопрос открытым и предлагаем вариант Golden Ring, который у всех на слуху.

В поезде семь вагонов, каждый вагон — какая-то тема про Россию (СССР). Первый будет про архитектуру в целом и Золотое кольцо России в частности.

Заказчик:
1. Не вообще про архитектуру, а про московскую архитектуру. Т. к. поезд именно московский, название надо изменить на Moscow circle.
2. Тематика семи разных вагонов принципиально согласована, но на каждом необходимо внести архитектуру (по тематике — Большой театр, Академия РАН, Третьяковская галерея и т. д.).
3. Основные цвета: красный, белый, синий и золотой.
4. Вагон «Театр» — убрать крыс, вагон «Наука» — точно необходимо переделать цветовую гамму (желтый и фиолетовый — это совсем не московские цвета), собака с горящими глазами вызывает сомнение.

Менеджер: Из трех вагонов никаких замечаний нет к «Космосу», в «балетном» надо сделать явно и ярко Большой театр, «научный» вагон под сомнением: непонятна эта штуковина про Лобачевского, и Менделеев грустноват. Сейчас нужно отрисовать остальные четыре вагона и готовить чистовые варианты.

Дизайнер:

Эскиз поезда целиком, все семь вагонов.

1. Головной вагон. Ребята из метрополитена очень хотят, чтобы:
а) было понятно, что это именно московский поезд;
б) было понятно, что делает его именно Московское метро;
в) весь вагон был про московскую архитектуру.

Какие-то здания реально сделать золотыми, красные акценты я бы не добавлял (сразу перестает быть похоже на московский вагон). Но кабина поезда, которую трогать нельзя, у нас сама по себе красная, поэтому красно-бело-сине-золотое сочетание остается.

Все вагоны у нас имеют названия типа «Русский космос» или «Русская литература», но здесь писать «Русская архитектура» немного странно, потому что многие здания — Большой театр, Третьяковка, МГУ и т. д. — у нас будут на других вагонах. Предлагаю просто зафигачить конское название поезда.

2. «Русская наука». Кстати, про МГУ. Чтобы поезд смотрелся более цельно, я решил на стыках вагонов «залезать» немного одной темой на другую. Где-то — по смыслу, где-то — графически. Скажем, здесь МГУ — это здание, необходимое на вагоне про науку, но при этом нарисовано оно в стиле, в котором изображены все здания на соседнем головном вагоне.

3. «Русский балет». Что изменилось: саблю Щелкунчика затемнили, Большой театр побелили, теперь его должно быть всем видно.

4. «Русское изобразительно искусство». Левый край здесь начинается «Павлином» Натальи Гончаровой, который хорошо рифмуется с тем, как изображены «Русские сезоны» (правый край) на предыдущем вагоне. Правый край у нас про супрематизм, в этом же стиле нарисован следующий вагон.

5. «Русский космос». Здесь им все нравилось на предыдущей встрече, поэтому я ничего не менял. Добавил только градиент в красный справа, чтобы хорошо стыковалось со следующим вагоном.

6. «Русский кинематограф». Есть желание сделать весь вагон в стиле советских киноплакатов. Во-первых, попадает в нашу стилистику. Во-вторых, это узнаваемая на западе эстетика и картинка. Начинается вагон с «Белого солнца пустыни». Предыдущий вагон у нас был про космос, «Белое солнце пустыни» по традиции смотрят на Байконуре вообще все космонавты накануне вылета. Дальше — «Броненосец „Потемкин“», «Солярис», «Летят журавли» и «Москва слезам не верит». Московское сооружение на этом плакате — «Рабочий и колхозница» — логотип «Мосфильма», узнаваемый советский образ, вроде вообще очень хорошо легло. В конце вагона в золотых тонах будет Шерлок Холмс Ливанова. И про Британию, и про российский вклад, и про литературу. Про литературу и следующий вагон.

7. «Русская литература». Пушкин, Достоевский, Толстой. Московское здание — Библиотека имени Ленина. Они его просили обязательно где-нибудь нарисовать на поезде, его можно красиво зарифмовать с березками. И еще поставили портрет Достоевского перед входом — там, где в реальной жизни «сидит» памятник. Предвосхищая просьбы убрать Раскольникова с топором, спрятали его за березками. Вагон, чтобы все было одинаково, я решил тоже сделать почти без красного. Так же как и на головном вагоне, красным будет оформлена нетронутая кабина, и в итоге весь вагон все равно будет восприниматься красно-сине-золотым.

Получаем комментарии заказчика. Надо отказаться от ring в пользу circle.

Менеджер: Аргумент против ring у заказчика такой: ring может использоваться в значении «банда», «объединение спекулянтов для контроля над рынком» и т. п. — https://www.multitran.ru/c/m.exe?CL=1&s=ring&l1=1. В политическом смысле это для нас плохо, все сразу скажут: «Ага, это намеки на власть над миром, вселенский заговор, русские хакеры» и т. д. А за circle был аргумент такой: это пересекается с названием ветки, по которой будет ходить поезд в Лондоне, а с другой стороны, у нас есть Moscow central circle. Что скажешь, Таня? Интересно твое мнение.

Переводчик: Ого! Я просто исходила из того, что у нас все кольцевые дороги традиционно как ring переводятся, типа Moscow Ring Road, Garden Ring. Золотое кольцо опять же Golden Ring. Но заказчикам, конечно, виднее, какие там у них коннотации возникают. Пусть будет circle.

Получаем новые комментарии заказчика. Вносим правки.

Отправляем дизайн в Лондон. Приходят комментарии. Читаем, думаем.

Дизайнер: Пришел ответ из Лондона на нашу презентацию про поезд.

1. Название Moscow Circle им не нравится, потому что поезд будет ходить и по Circle line, и еще по двум: District и Hammersmith & City. Боятся сбивать с толку пассажиров. По похожей причине в предыдущий раз завернули вариант логотипа поезда в стиле лондонских транспортных логотипов с кругом.

2. Все двери должны быть специально выделены и видны на «теле» поезда, потому что есть специальный закон про слабовидящих пассажиров. По поводу названия я полностью согласен, название Golden Circle (ну или Ring, «кольцо», короче) было ОК.

Весь поезд у нас про Россию, а не про Москву, поэтому предлагаю написать на первом вагоне The Heart of Russia или что-то типа того. С одной стороны, «Сердце России» — это, безусловно, Москва. С другой стороны, на первом вагоне написано Russia, а не Moscow, поэтому остальные вагоны за ним (Russian Science, Russian Cinema и т. д.) будут более в кассу. Двери выделил рамками, как на поезде про регби (http://www.sportsmarketing.fr/wp-content/uploads/2015/05/image1-4.jpeg).

Еще заметил, что на том же поезде про регби на всех дверях фотки немного залезают на прозрачную часть дверей. Похоже, это не запрещено, поэтому сделал так же, где было необходимо, см. Менделеева на вагоне про науку, лебедя на вагоне про балет, Гагарина на вагоне про космос и т. д. Наверняка, есть какие-то правила про площадь окна, которую можно занимать картинкой. Пусть присылают, поправим, если где-то переборщили.

Номер поезда на каждый вагон тоже поставил. На всех вагонах, кроме «Науки» и «Литературы», он стоит на контрастной синей плашке. На «Науке» сделал просто с рамкой, в глаза не бросается, но видно. Нужно уточнить у британцев, можно ли так сделать на всех вагонах и есть ли вообще какие-то требования к расположению, размеру этого номера и т. д.

Неожиданный момент: Шагала заменили «Похищением Европы» Серова. «Похищение Европы» на английском называется The Rape of Europa. Интересно, как к такой надписи на поезде отнеслись бы в Лондоне.

Получаем из Лондона комментарии о том, что двери все еще не заметны слабовидящим. Работаем над этим. Решение обвести их рамками не подходит, нужно более контрастно. Красим двери в разные цвета.

Дизайнер: Давай покажем вот такую картинку, чтобы нам принципиально утвердили подход. (Пока не забыл. Номер вагона на присланных фотках из депо стоял то под одной парой окон, то под другой, то есть это легально, кажется. Я сделал так же).

Тем временем второй дизайнер делает эскизы сувениров.

Производитель подтверждает, что допустимо использовать под дизайн торцы. Также просит еще раз проверить все макеты, потому что некоторые технические детали вагона — например, штука для экстренного открытия дверей — иногда стоят не на тех местах.

Дизайнер: Нет, давайте все-таки еще раз, а то это какой-то капец. Две стороны поезда отличаются друг от друга, мы это знали и раньше. Я думал, что отличаются они только размером окон на одном из вагонов (см. четвертый вагон в верхнем ряду и третий вагон в нижнем).

Теперь они написали про пиздюлинки для экстренного открытия дверей, что на вагонах 5, 6 и 7 они должны быть под противоположной (правой) парой окон. Но ведь в верхнем ряду, на основе которого мы и делали развертки вагонов, эти пиздюлинки по-прежнему под левой парой окон! То есть на одном из фасадов все должно быть хорошо, но они ведь не пишут про один из фасадов, они пишут просто «cutout still needs to be moved».

Что за хуйня? А вдруг номера тоже стоят нормально только для одного из фасадов, а на другом номера нужно зеркалить? Кстати, а на первом вагоне в нижнем ряду и на последнем вагоне в верхнем этой пиздюлинки вообще нет!

Короче, я взял поезд и сделал обе стороны отдельным набором вагонов: Side A (верхний ряд на скриншоте выше) и Side B (нижний ряд на скриншоте выше). Если можно, давай попробуем отправить это в Лондон. Здесь я отметил все ништяки, про которые мы теперь знаем и которые могут вмешаться в дизайн. На одном из фасадов пиздюлинка сейчас попадает аккуратно на Гагарина и находится прямо посередине надписи «Мосфильм» на «Рабочем и колхознице». Но если мы подвинем Гагарина под другую пару окон, то, вполне возможно, на втором фасаде пиздюлинка опять окажется у него на лице. Можно сделать отзеркаленные версии вагонов в зависимости от положения пиздюлинки (и номера), но хотелось бы знать заранее, что это необходимо будет сделать.

Сторона А
1. Пиздюлинка под левой парой окон, номер под правой парой окон
2. Пиздюлинка слева, номер справа
3. Пиздюлинка слева, номер справа
4. Пиздюлинка слева, номер либо слева, либо справа; инвалиды; одно из окон ýже, чем обычно
5. Пиздюлинка слева, номер слева, инвалиды
6. Пиздюлинка слева, номер слева
7. Пиздюлинки вообще нет, номер слева

Сторона Б
1. Пиздюлинки вообще нет, номер справа
2. Пиздюлинка справа (и попадает на лицо Менделееву), номер справа
3. Пиздюлинка слева, номер справа; инвалиды; одно из окон ýже, чем обычно
4. Пиздюлинка слева, номер либо слева либо справа; инвалиды
5. Пиздюлинка справа (и попадает на Гагарина), номер слева
6. Пиздюлинка справа (и попадает на «Мосфильм»), номер слева
7. Пиздюлинка справа (и закрывает надпись «Преступление и наказание»), номер слева

Вопросов остается слишком много. Летим в Лондон на очную ставку с производителем.

На месте смотрим на цветопробы и обсуждаем технические детали макетов.

Удивительно, но где должна находиться пиздюлинка на каждом вагоне, по-прежнему до конца не понятно. Выясняется, что макета поезда два и какой из них правильный — неизвестно.

Идем в метро и изучаем на месте, где на каждом вагоне находятся все технические детали. Специально для коллег записываем видео проезжающего поезда в слоу-моушен.

Возвращаемся в Москву допиливать чистовые версии. В самый последний момент становится известно, что красные двери на всех вагонах необходимо сменить на белые — красные по-прежнему были не видны слабовидящим пассажирам.