Создание круглой схемы Московского метро

ОписаниеПроцесс I• Процесс II

Шрифты и иконки

Переходим к экспериментам с линиями и станциями.

По просьбе заказчика меняем шрифт и пиктограммы транспорта.

Прощаемся со шрифтом Директ.

Оцениваем схемы для круглых стендов со шрифтом Москоу Санс и новыми пиктограммами.

По дороге увеличиваем иконки вокзалов, расстаемся с маршрутами автобусов и электричек, выпрямляем Арбатско-Покровскую линию в центре, меняем верстку нескольких узлов, например «Китай-город», «Курскую», «Парк культуры», поведение аэроэкспресса на «Киевской».


Пересадки

Пробуем избавиться от визуализации переходов.

Это не получается по ряду причин.

— Чтобы уместились подписи к «Площади Революции», «Арбатским» и «Смоленским», а затем АПЛ вернулась на «Киевскую», пришлось загнуть ее рекордное количество раз — четыре, это в четыре раза больше допустимого значения.

— «Пушкинской» и раньше было тесно, а теперь она совсем перестала помещаться между зеленой и серой линиями, потому что линии стали ближе друг к другу.

— Названия станций, которым раньше было хорошо, стали подползать к соседним линиям и наезжать на них («Чистые пруды», «Пушкинская», «Охотный Ряд», «Библиотека им. Ленина», «Арбатская» АПЛ, «Смоленская» ФЛ).

— Можно считать, что «Боровицкая» вообще не влезла.

— Вместо того чтобы равномерно распределяться по площади внутри кольца, названия станций стали кучковаться (это хорошо видно на пересадках «Пушкинская — Тверская — Чеховская» и «Чистые пруды — Тургеневская — Сретенский бульвар»).

Последнее лучше всего объясняет худрук: «Ваше пюре теперь с комками».

Возвращаем визуализацию переходов, но продолжаем эксперименты с пересадками. Пробуем превратить «руль» и «светофор» в обычные круговые пересадки.

Полный оптимизма дизайнер готовится к революции и рисует открытку «Прощай, руль».

Но арт-директор пресекает бунт.

Революция не состоялась.


Указатель «Вы здесь»

Каждая схема стоит на своей станции, поэтому нужен указатель «Вы здесь». Пробуем варианты.

Окружности.

Указатели.

«Радары»

Все подряд.

Предлагаем варианты для станций с общим названием.

Самый ожесточенный передел территорий происходит внутри Кольцевой. Станции норовят столкнуться друг с другом и с соседними ветками, а линии — сломаться четыре раза только для того, чтобы пройти через пересадки и обогнуть названия. Битва за каждый миллиметр никогда не прекращается даже на двухметровой круглой схеме. Поэтому раздвигать названия станций ради указателя не выйдет.

Наиболее жизнеспособные варианты получают путевку на испытательный полигон. Помогает им в этом кусок фотопленки и режущий плоттер.

Работая над центром схемы, ненадолго строим башню Кремля.

Полевые испытания

Когда дело касается деталей, нельзя забывать о примерках в реальных условиях. Примеряем на платформе.

И еще один габаритный макет — на стене у входа на станцию.

Получаем цветопробы на пленке. Выбираем цвет желтой линии.

Подбираем цвета кружков и плотность букв.

Тем временем на примерке выясняется, что для комфортного чтения схемы зрителю приходится стоять прямо в центре пассажиропотока. Уменьшаем схему на несколько сантиметров, чтобы зритель стоял ближе к стеле. Крупно — не всегда хорошо.

Верстка шапки

Пробуем адаптировать шапку схемы для разных случаев: платформ, простых вестибюлей, совмещенных вестибюлей, сложных пересадочных узлов.

Переходы в разных направлениях.

Переход в одном направлении:

Без указания направления:

Процесс улучшения схемы состоит из микроизменений. Если взять два макета — сегодняшний и вчерашний, например,  и склеить в «Фотошопе» в режиме Darken, то изменения будут не такими уж и серьезными. Чтобы стало интересно, надо склеить все макеты за пару месяцев работы.

Снова наблюдаем ставшую давно привычной бойню в центре и на западе схемы.

Удивляемся тому, как в этой мясорубке выжили «Шаболовская» и «Зябликово».

Наблюдаем весь процесс микроизменений на видео.

Изучаем комментарии ведущего дизайнера и арт-директора.

Смотрим на «Файндер» одного из дизайнеров с рабочими версиями схемы.

Готовим анонс.