;-)

Создание нового дизайна российских автомобильных номеров

Описание• Процесс

В 2011 году получаем задачу от арт-директора. Нужно придумать новые номера с гербами регионов, заменяющими коды. Нумерация должна быть бесконечной, а новый шрифт — наводить на мысли о крутости. За работу берется первая девушка-дизайнер. Через некоторое время она предлагает варианты.

Дизайнер: Сделала то, что просится сразу. Гербы не ставила, потому что вот пизданули меня на дороге, а вместо номера — сложная цветная штука. Цифры же проще запоминать или я гоню? Кардинально поменяла систему только в общих и правительственных номерах. Везде ниже используются знакомые комбинации букв и цифр.

Шрифт — навскидку Дин, но вообще имеет смысл взять пример с немцев, которые лишили возможности нелегалов перебивать схожие глифы.

Арт-директор: Так, еще, еще, не останавливаемся :-) Про гербы — гон.

Дизайнер: На этом этапе мозг просит просчитать общее число комбинаций для обычного транспорта в нынешней системе и в созданном наборе с целью понять разницу. Вероятно, будет иметь смысл поменять соотношения букв и цифр. Я не очень умею плодить варианты без базы. Или есть способы проще?

Арт-директор: А что, это так сложно посчитать?

Дизайнер: Несложно, но результат вряд ли будет утром или днем. Клевая задачка, спасибо :-)

Проходит неделя.

Дизайнер: В созданной системе — основная масса: 3 цифры и 4 латинские буквы — при подсчете вышло почти 176 млн комбинаций. Сегодня я решила, что это ту мач и я могу сократить число в десять раз, то есть на одну цифру. Правительственные номера тоже меняют систему и имеют 440 000 комбинаций. Если делать 3 цифры и 3 буквы, то при маркировке «политиков» буквами от ААА до ССС количество обычных номеров сократится на 27 000. Остальные в рамках нового дизайна сохраняют общепринятую систему.

Ну и не могла не попробовать альтернативный вариант.

А вообще хочется добавить шрифту русскости. Пока сложно сформулировать, что я имею в виду.

Арт-директор: Не понимаю, почему тебя волнует текущая схема разделения номеров. Мало ли, какое ведомство в какой момент чего захотело, к нашему концепту это пока не должно иметь отношения. Дефис на номере — мусор. Флаг и герб на одном номере — треш.

Дизайнер: Пока так. Завтра будет еще.

Арт-директор: Лучше. Еще хочется, чтобы цифры и буквы были более православными. Сейчас они какие-то польские.

Дизайнер:

7 и 8 — грубое надругательство над пятым и первым. Будут еще варианты.

Проходит пять лет. Проектом начинает заниматься новый дизайнер. Арт-директор отправляет ему описание, эскиз и просит доработать.

Дизайнер: Прежде чем считать комбинации, надо определиться с набором символов. Использовать весь латинский алфавит проблемно. Номера иногда приходится произносить или диктовать:
— чтобы в сервисе отыскали необходимые документы;
— если в торговом центре нужно найти владельца машины;
— когда требуется оповестить о приезде такси обратным звонком.

И тогда появляются «эс, как доллар», «рэ русская», «вэ галочкой» и так далее.

К тому же контингент автовладельцев шире, чем число пользователей электронной почты. Некоторым будет совсем тяжело.

Думаю, не стоит использовать символы, которые способны вызвать разночтения:
S (спутают с С)
P (спутают с R)
H (спутают с N или Х)
U (спутают с Y)
I (спутают с E)
V (спутают с B)

Далее: J и Q не имеют звуковых аналогов в русском и путаются с G и K / KY.

W — тоже непонятно: «ви», или «уи», или громоздкое «дабл-ю».

Если еще учесть способ произносить аббревиатуры с помощью имен, появятся Джеймс, Квентин, Уильям. Это не по-русски, а главное, первые звуки соответствуют совсем другим латинским буквам — D, K и Y вместо J, Q и W.

В общем, если отсечь проблемные варианты, останется 17 букв.

Арт-директор: Гуд.

Дизайнер: Тогда оптимальная комбинация — 4 буквы и 2 цифры, расставленные явными парами. 2 буквы, 2 буквы, 2 цифры.

3 пары символов легко запоминаются и произносятся. Как телефонный номер. Такая комбинация дает 45,7 млн вариантов (против 1,7 млн на знаках, используемых сейчас).

В Москве 4,5 млн авто. При постоянном росте числа машин на 5% в год хватит на 47 ближайших лет. При 10%-м росте — на 25 лет.

Дальше простая перестановка пары цифр дает еще 45,7 млн комбинаций:
45 AA BB

И еще 45,7 млн:
AA 45 BB

Далее:
AA B2 C3
A1 B2 CC
A1 BB C3
...
AA 2B 3C
1A 2B CC
1A BB 3C

Принцип: 4 буквы и 2 цифры, расставленные в парных легко запоминающихся комбинациях.

Что касается специальных номеров, то хорошо бы оставить цвет, его издалека видно. Только гербы начнут сливаться.

Предлагаем разделить за счет комбинаций.

Частные.

Пассажирские.

Государственные.

Военные.

Плюс такого подхода — получается еще больше комбинаций.

Минус — это не такое явное обозначение, как цвет.

А если у разных типов транспорта заливать цветом только номерную часть, тогда не будет проблем с гербами.

Арт-директор: Да, но тут есть одно неудобство, которое было в первых попытках, — асимметрия. Она все портит. Под гербы на цветных номерах надо подложить плашку.

Дизайнер: Тогда 2 цифры или буквы + 4 буквы. По умолчанию в начале пара цифр. А самая круть в том, что получится собрать уйму красивых комбинаций.

Что касается числа указателей, то для начала допустимо сделать серию-числа и номер-буквы. Номер будет легче запоминаться и привычнее выглядеть. А в будущем цифры и буквы станут тасоваться. За счет этого получится почти бесконечное число комбинаций.

Арт-директор одобряет. Смотрим еще на аббревиатуры регионов. Есть официальные геокоды.

Но геокоды, по всей видимости, разрабатывались для других целей — просто присвоить регионам сокращения, но не сделать их считываемыми. Иначе как понять, что скрывается за аббревиатурами KKS, ULY, KYA? А также почему CHE — Челябинская область, а не Чечня? CHU — это Чукотка или Чувашия? И как различить названия Саха и Сахалин, если одно фонетически входит в другое?

Придумываем новые обозначения, которые легче понять на дороге.

Просим шрифтовика поработать над буквами. Он делает первый подход.

Арт-директор советует избавиться от манерности, модерновости и испанскости.

Заодно пытаемся предусмотреть альтернативные знаки и открытые формы.

Арт-директор: W не должна разваливаться в стороны. 8 не должна быть похожа на матрешку. 4 не должна быть похожа на северокорейскую цифру. Ветки у К должны расти из одного места.

Пробуем еще, выравнивая ширину букв и делая цифры чуть ýже.

Нет, шумно. Начинаем заново.

Верхние части букв важно сделать разными.

Меняем пропорции, стремясь сделать буквы крупнее.

Сравниваем результат с первым подходом.

Добавляем альтернативные варианты.

Примеряем к макетам то, что получилось в итоге.

Отдаем дизайнерам результат.

Правим верстку под реальные размеры.

Собираем анонс.