;-)

Интерфейс редакционной системы издательского дома «Коммерсантъ»

Задача. Спроектировать пользовательский интерфейс редакционной системы.

Редакционно-издательская система — программное обеспечение, позволяющее осуществить коллективную поточную работу сотрудников редакции периодических изданий. Удобная редакционно-издательская система необходима для организации работы и эффективного взаимодействия между всеми участниками процесса.

В издательском доме «Коммерсантъ» более 1500 человек ежедневно трудятся над созданием одноименной газеты, приложений к ней, а также журналов «Власть», «Деньги», «Автопилот» и «Молоток».

В редакционно-издательской системе отображается процесс подготовки номера периодического издания от планирования до сдачи в печать. Она интегрирована с текстовым редактором «Ворд» и программами для верстки «Индизайн» и «Кварк-экспресс».

Проблема большинства редакционных систем в том, что они «заточены» под издание либо газет, либо журналов. А в данной системе, благодаря возможности различных представлений карты номера, удобно работать и с тем, и с другим.

Дата выпуска: 20.07.2008

В главных ролях:

арт-директор
дизайнер и разработчик интерфейса
пиктограф
менеджер

Студия Лебедева выражает благодарность информационно-технологическому отделу «Коммерсанта» и лично Павлу Чеботову за помощь в работе над проектом



Общий вид системы

Элементы интерфейса системы максимально близки к тем, которые среднестатистический журналист чаще всего применяет при работе в привычных ему продуктах: стандартном текстовом редакторе, браузере и почтовой программе. Это сделано для того, чтобы ускорить освоение системы и ее интерфейса.


Система состоит из 7 модулей

Карта номера

Самый главный модуль. В карте номера ведется планирование выпуска периодического издания. В ней отображается структура издания с перечислением всех статей. Для статей указываются ответственные, объем, графические материалы, которые необходимы к статьям, а также сроки сдачи. На основании карты номера раздаются редакционные задания. Там же отображается и весь ход работы над материалами.


Информационный центр

Служит для организации и сортировки новостных потоков, поступающих из множества международных агентств.


Сообщения

Задания, назначенные пользователю, а также сообщения от системы и других пользователей.


Редакционный портфель

Отложенные материалы. Чаще всего они просто не поместились в текущий номер и поэтому оставлены до следующего.


Персональный каталог

Все материалы пользователя, размещенные в редакционно-издательской системе. Там же хранятся черновики статей и важные заметки.


Архив изданий

Содержит карты номеров и материалы всех выпусков периодического издания (или изданий).


Фотоархив

Помогает организовать работу фотослужбы. Позволяет найти фотографии для материалов по любой теме из множества источников.

Карта номера

Сначала собирается редколлегия. Как правило, в нее входят главный и выпускающий редакторы, начальники отделов, ассистент выпуска и ответственный секретарь.

На редколлегии принимаются решения о том, какие темы и в каком объеме будут затронуты в следующем номере издания.

На основании этих решений создается план карты номера. В нем задается объем всех материалов и их расположение в издании. При этом, в планировании газет и журналов есть свои отличия: газеты, как правило, имеют фиксированный объем, а материалы в них привязываются к полосам. Объем журналов меняется от номера к номеру, а материалы прикрепляются к рубрикам.

В то же самое время специалисты рекламного отдела добавляют в карту номера рекламные модули. Для рекламодателей очень важно расположение их рекламы на определенной странице или в определенной рубрике.

Затем редакторы или начальники отделов дают задания сотрудникам. Часто для создания одной статьи требуется объединение работы различных специалистов. Журналисты пишут тексты, сотрудники информационного центра подбирают справочную информацию по теме, а фотографы и художники создают и вводят в систему изображения. Все это тоже добавляется в карту номера.

Составляя карту номера, редколлегия должна сразу определить все важные для выпуска периодического издания сроки. Например, когда материал должен быть передан редактору, корректору или верстальщику, сколько времени есть у верстальщика для изготовления чернового варианта макета, когда макет должен быть полностью завершен и т. п. Сроки играют очень важную роль, особенно при подготовке газеты, когда счет ведется на минуты.

Карта номера позволяет в любой момент посмотреть, кто и на каком этапе работает над материалом.

Карта номера представляется в виде дерева (табличной иерархической структуры) или в виде графической схемы. Оба варианта информативны и полезны:

Древовидная структура позволяет четко увидеть иерархическое расположение материалов, вложенность блоков и рубрик, сроки сдачи и сотрудников, работающих в данных момент над материалами.

Красным цветом обозначаются материалы, над которыми работают другие сотрудники, а зеленым — те, которые редактирует сам пользователь. Это важная информация, потому что занятый кем-то материал нельзя изменять. Для того, чтобы не пропустить момент освобождения материала или другую веху его эволюции, его позицию следует отметить в дереве.

Простота контроля за ходом работы особенно ценна при формировании газетного номера.

Таблица позволяет просматривать карту номера с логическим разделением (по блокам или рубрикам) или же с физическим, по полосам.



Вариант по полосам идеален для работы с газетами

На графической схеме хорошо видно расположение материалов и рекламы по разворотам, их текущие статусы. Если полоса уже сверстана, то она отображается в ПДФ. Наглядно видно, где есть место для добавления новых статей, и рядом с какими материалами будет лучше расположить рекламу. Для журналов, заявка материалов в которые иногда происходит в течение нескольких недель, это очень удобно.

Для того, чтобы совместить преимущества того, и другого способа отображения материалов, мы сделали возможность одновременного показа графической схемы и древовидной структуры. Один из видов находится в боковой панели, другой — в центральной рабочей области (при необходимости меняются местами).


деревом схемой


Карта номера интегрирована с текстовым редактором. По умолчанию он показывается в нижней рабочей области, но он открывается и в отдельном окне.

Для того, чтобы ничего из созданного не потерялось, а также для редакторского контроля над созданием материала, ведется полная история изменений. Она включает в себя информацию о том, кто, когда и как менял материал.

Окно истории изменений

Информационный центр

При создании любого материала не обойтись без фактической или справочной информации, а также свежих новостей по заданной теме. Все это хранится в информационном центре.

Пользователь выбирает интересующие его категории, а также темы и источники и видит новости по этим категориям. У пользователя есть возможность задавать собственные категории по интересующим его критериям (аналогично поисковому запросу), а также выбирать несколько новостей и просматривать их текст в одном окне.



Фильтр в информационном центре позволяет создать подписку на новости, соответствующие определенным условиям


Самые важные новости отображаются в нижней информационной панели каждого модуля

Окно редактора

Для каждой из новостей редакторы должны сформулировать заголовок, определить тематику и важность

В левой колонке — источники новостей. Каждый редактор выбирает только те источники, с которыми он работает. Рядом с названиями источников показывается количество необработанных новостей.

Редактор видит все новости из данного источника или только новые, необработанные (основной режим).

Если выделить фрагмент текста новости и нажать кнопку «Редактировать», то в качестве заголовка новости появится именно эта фраза.

Если пользователь не выделил фрагмент текста, то у него есть возможность ввести заголовок самостоятельно, при этом ему выводятся подсказки из стандартного набора заголовков (они также доступны по клавиатурному сокращению).


Сообщения

Сюда попадают редакционные задания, переписка между пользователями, напоминания и системные сообщения. Большинство сообщений связаны с каким-либо информационным объектом системы и имеют ссылки для перехода или изменения статуса объекта.

Внизу любого окна пользователь видит количество новых сообщений и их содержание

Фильтры

В процессе разработки мы старались уделять много внимания мелким, но часто используемым элементам интерфейса. Таким, например, как фильтры. Поскольку всем сотрудникам редакции постоянно приходится иметь дело с большими объемами информации в карте номера, архивах или инфоцентре, то удобная система фильтрации в этом случае играет большую роль.

Фильтр располагается в правом верхнем углу любого модуля. В зависимости от модуля, для фильтрации предлагается несколько часто используемых параметров.

Пользователь выбирает один из предлагаемых фильтров или создает собственный

Кроме того, было замечено, что сотрудники чаще всего применяют одни и те же фильтры. Например, рекламную службу интересуют только рекламные блоки, руководителей отделов — материалы, относящиеся к их отделу, редактору важно знать, какие материалы подготовлены к редактуре и т. д.

Поэтому последние примененные фильтры всегда сохраняются (также возможно их включение по умолчанию в дальнейшем).

Количество примененных в данном представлении фильтров отображается рядом с иконкой
Для ввода значений фильтрации есть удобные подсказки

При работе с некоторыми модулями (например, с картой номера) пользователю нужно видеть всю структуру, поэтому отфильтрованные поля не исчезают, а приглушаются.

Вид карты номера с включенным фильтром