Создание руководства по оформлению школ
Поступает задача от Департамента образования — разработать руководство по оформлению московских школ. Приступаем к проекту.
Встречаемся с командой из МАрхИ, обсуждаем план действий. Начинаем исследование. Вместе с архитекторами посещаем школы и общаемся с учителями, директорами, завхозами и учениками. Основное внимание уделяем типовым школам, так как изначально проект ориентирован именно на них. Позже понимаем, что сформированные принципы подходят для обустройства любого учебного заведения.
Фиксируем детали.
Изучаем планировки существующих школ и составляем список типов помещений для подробного анализа.
Анализируем СанПиНы. Выделяем основные требования для работы над проектом.
Окончательно определяемся со списком помещений. Формируем группы.
Создаем для каждого помещения отдельный раздел, в котором рассматриваются материалы для ремонта, планировка и мебель.
Изучаем зарубежный опыт. В основном рассматриваем школы северных стран со схожим климатом.
Просматриваем современные отделочные материалы и решаем, какие из них подойдут к тому или иному помещению. Проверяем, соответствуют ли они нормам. Подбираем отделку для пола, стен и потолка.
Архитектор прикидывает разные решения.
Подготавливаем несколько основных цветовых гамм и отдаем иллюстратору для проработки. Особенно заботимся об учителях: в учительских хочется добавить уюта. Иллюстратор создает отдельные палитры для каждого помещения.
Цвета для спортзалов подбираются по рекомендациям архитектора с учетом разных отделочных материалов: для деревянного и паркетного покрытия предлагаются одни гаммы, для наливного пола — другие. Для библиотеки, как и для других помещений, указывается расцветка мебели.
Понимаем, что разделы необходимо расширить, так как не получается ограничиться полом, потолком и стенами.
Уделяем внимание освещению, так как для некоторых помещений требуется специальное световое оборудование. Изучаем варианты освещения на примере школ, а также театров, музеев, библиотек и спортивных комплексов.
Разрабатываем графические элементы для оформления стен. Придумываем простейшие рисунки и паттерны из плитки для фартуков у раковин в младших и старших классах.
Пробуем разные типы укладок двухцветной плитки во входной группе. Берем два сочетания — спокойное и контрастное.
Иллюстратор рисует прекрасного оленя. Подбираем разные цветовые решения иллюстрации для рекреаций.
Приступаем к школьной мебели. Рассматриваем существующие варианты, отмечаем плюсы и минусы.
Изучаем зарубежные примеры.
Отбираем из представленных на рынке вариантов мебели образцы, соответствующие имеющимся архитектурным планировкам.
Обосновываем выбор, указываем цветовые предпочтения согласно палитре, а также размеры — в соответствии с требованиями СанПиНа.
Предлагаем компоновки, позволяющие разместить мебель так, чтобы она не казалась громоздкой.
Арт-директоры просят сделать анализ парт как самого важного предмета мебели в школе.
Изучаем историю появления парт.
Исследуем зарубежные примеры.
Смотрим, какие образцы парт есть сейчас на рынке.
Изучаем требования к организации рабочего пространства для школьника.
Выявляем преимущества и недостатки существующих решений, находим оптимальные варианты рабочих мест для школы.
Добавляем сравнительные таблицы материалов. Это поможет сделать выбор и корректно составить ТЗ для закупок.
Начинаем верстать разделы. Пробуем разные варианты, почти сразу отказываемся от перекрестных ссылок. Решаем составить руководство так, чтобы им было удобно пользоваться и целиком, и по отдельным главам. И чтобы при ремонте, например, кабинета начальных классов было достаточно изучить только соответствующий раздел.
Решаем отдельно выносить требования СанПиНа и отмечать решения, которые не описаны в нормах, но и не противоречат им.
Приступаем к иконкам для шрифта. Разрабатываем систему построения пиктограмм на основе рисунка и пропорций шрифта.
Начинаем рисовать, вдохновляясь картинками эмодзи.
Для удобства делим иконки на разделы, чтобы максимально охватить все школьные нужды. Те символы, которые не попадают в тематические разделы, оставляем в «разном».
Параллельно примеряем иконки на объявления, чтобы увидеть, как они смотрятся в наборе.
Получается 215 пиктограмм.
Два раза в неделю встречаемся всей командой и обсуждаем новые наработки и спорные вопросы.
Параллельно готовим тексты. Редактор изучает исследование архитекторов, наработки дизайнеров и СанПиНы, углубляется в тему. Руководство адресовано широкому кругу читателей и должно быть понятно человеку любой профессии, в том числе не обладающему специальными техническими знаниями.
Отправляем первую сборку в МАрхИ. Получаем комментарии, вносим правки.
Пока ребята смотрят наше черновое руководство, иллюстратор рисует планировки, вид сверху и главные видовые точки. Обыкновенные чертежи выглядят сухо и не раскрывают картину целиком, иллюстрации наглядно представляют атмосферу и мелкие детали.
Для начала нужно определиться со стилем исполнения. Иллюстратор показывает два варианта.
Арт-директор выбирает правый вариант (от руки).
Архитектор объясняет иллюстратору идеи оформления помещения, показывает наработки, отмечает детали.
На основе полученных инструкций иллюстратор делает набросок в 3D-редакторе и предлагает ракурсы. Затем от руки прорисовывает линии и переходит к раскрашиванию.
Вносим корректировки от архитектора и арт-директора.
По такому же принципу рисуются остальные иллюстрации.
Пересобираем руководство. Меняем некоторые картинки, дополняем и отправляем в методцентр. Получаем правки, корректируем. Обсуждаем некоторые вопросы: например, как обустроить санузлы для детей-инвалидов в существующих типовых помещениях.
Заверстываем и решаем анонсировать первую версию для всеобщего обсуждения.