Создание руководства по оформлению школ

Поступает задача от Департамента образования — разработать руководство по оформлению московских школ. Приступаем к проекту.

Встречаемся с командой из МАрхИ, обсуждаем план действий. Начинаем исследование. Вместе с архитекторами посещаем школы и общаемся с учителями, директорами, завхозами и учениками. Основное внимание уделяем типовым школам, так как изначально проект ориентирован именно на них. Позже понимаем, что сформированные принципы подходят для обустройства любого учебного заведения.

Фиксируем детали.

Изучаем планировки существующих школ и составляем список типов помещений для подробного анализа.

Анализируем СанПиНы. Выделяем основные требования для работы над проектом.

Окончательно определяемся со списком помещений. Формируем группы.

Создаем для каждого помещения отдельный раздел, в котором рассматриваются материалы для ремонта, планировка и мебель.

Изучаем зарубежный опыт. В основном рассматриваем школы северных стран со схожим климатом.

Просматриваем современные отделочные материалы и решаем, какие из них подойдут к тому или иному помещению. Проверяем, соответствуют ли они нормам. Подбираем отделку для пола, стен и потолка.

Архитектор прикидывает разные решения.

Подготавливаем несколько основных цветовых гамм и отдаем иллюстратору для проработки. Особенно заботимся об учителях: в учительских хочется добавить уюта. Иллюстратор создает отдельные палитры для каждого помещения.

Цвета для спортзалов подбираются по рекомендациям архитектора с учетом разных отделочных материалов: для деревянного и паркетного покрытия предлагаются одни гаммы, для наливного пола — другие. Для библиотеки, как и для других помещений, указывается расцветка мебели.

Понимаем, что разделы необходимо расширить, так как не получается ограничиться полом, потолком и стенами.

Уделяем внимание освещению, так как для некоторых помещений требуется специальное световое оборудование. Изучаем варианты освещения на примере школ, а также театров, музеев, библиотек и спортивных комплексов.

Разрабатываем графические элементы для оформления стен. Придумываем простейшие рисунки и паттерны из плитки для фартуков у раковин в младших и старших классах.

Пробуем разные типы укладок двухцветной плитки во входной группе. Берем два сочетания — спокойное и контрастное.

Иллюстратор рисует прекрасного оленя. Подбираем разные цветовые решения иллюстрации для рекреаций.

Приступаем к школьной мебели. Рассматриваем существующие варианты, отмечаем плюсы и минусы.

Изучаем зарубежные примеры.

Отбираем из представленных на рынке вариантов мебели образцы, соответствующие имеющимся архитектурным планировкам.

Обосновываем выбор, указываем цветовые предпочтения согласно палитре, а также размеры — в соответствии с требованиями СанПиНа.

Предлагаем компоновки, позволяющие разместить мебель так, чтобы она не казалась громоздкой.

Арт-директоры просят сделать анализ парт как самого важного предмета мебели в школе.

Изучаем историю появления парт.

Исследуем зарубежные примеры.

Смотрим, какие образцы парт есть сейчас на рынке.

Изучаем требования к организации рабочего пространства для школьника.

Выявляем преимущества и недостатки существующих решений, находим оптимальные варианты рабочих мест для школы.

Добавляем сравнительные таблицы материалов. Это поможет сделать выбор и корректно составить ТЗ для закупок.

Начинаем верстать разделы. Пробуем разные варианты, почти сразу отказываемся от перекрестных ссылок. Решаем составить руководство так, чтобы им было удобно пользоваться и целиком, и по отдельным главам. И чтобы при ремонте, например, кабинета начальных классов было достаточно изучить только соответствующий раздел.

Решаем отдельно выносить требования СанПиНа и отмечать решения, которые не описаны в нормах, но и не противоречат им.

Приступаем к иконкам для шрифта. Разрабатываем систему построения пиктограмм на основе рисунка и пропорций шрифта.

Начинаем рисовать, вдохновляясь картинками эмодзи.

Для удобства делим иконки на разделы, чтобы максимально охватить все школьные нужды. Те символы, которые не попадают в тематические разделы, оставляем в «разном».

Параллельно примеряем иконки на объявления, чтобы увидеть, как они смотрятся в наборе.

Получается 215 пиктограмм.

Два раза в неделю встречаемся всей командой и обсуждаем новые наработки и спорные вопросы.

Параллельно готовим тексты. Редактор изучает исследование архитекторов, наработки дизайнеров и СанПиНы, углубляется в тему. Руководство адресовано широкому кругу читателей и должно быть понятно человеку любой профессии, в том числе не обладающему специальными техническими знаниями.

Отправляем первую сборку в МАрхИ. Получаем комментарии, вносим правки.

Пока ребята смотрят наше черновое руководство, иллюстратор рисует планировки, вид сверху и главные видовые точки. Обыкновенные чертежи выглядят сухо и не раскрывают картину целиком, иллюстрации наглядно представляют атмосферу и мелкие детали.

Для начала нужно определиться со стилем исполнения. Иллюстратор показывает два варианта.

Арт-директор выбирает правый вариант (от руки).

Архитектор объясняет иллюстратору идеи оформления помещения, показывает наработки, отмечает детали.

На основе полученных инструкций иллюстратор делает набросок в 3D-редакторе и предлагает ракурсы. Затем от руки прорисовывает линии и переходит к раскрашиванию.

Вносим корректировки от архитектора и арт-директора.

По такому же принципу рисуются остальные иллюстрации.

Пересобираем руководство. Меняем некоторые картинки, дополняем и отправляем в методцентр. Получаем правки, корректируем. Обсуждаем некоторые вопросы: например, как обустроить санузлы для детей-инвалидов в существующих типовых помещениях.

Заверстываем и решаем анонсировать первую версию для всеобщего обсуждения.