;-)

Создание схемы маршрутов одесских трамваев

Описание• ПроцессХайрез

Решаем, что существующая схема никуда не годится и требуется новый подход. Первая попытка что-то поменять выглядит примерно так.

Чтобы сделать хорошую схему, нужно сперва устроиться работать в студию. Пока пакуем вещи, делаем еще несколько проб.

У трамвайных маршрутов Одессы есть определенная особенность — они простираются сверху вниз, образуя длинную колбасу из линий. Сперва думаем, что это баг, но потом это становится фичей.

После небольшой паузы снова беремся за дело. Нужно найти графему, цвета, пимпочки, пластику. Самым сложным узлом является район железнодорожного вокзала. Это такой нарост на длинном пучке основных маршрутов.

Ищем, как показать остановки. Нужно сделать их ненавязчивыми, но заметными. Параллельно меняется география линий.

В качестве варианта сокращаем длину колбасы, вынося линии на поселок Котовского отдельным фрагментом. Решение не выживает.

Делаем большой перерыв, чтобы научиться создавать хорошие схемы, а не украшать трупы.

Решаем, что география важна в центре, а как пролегает полотно на окраинах, пассажирам абсолютно без разницы. К тому же привязки к объектам и местам по краям незначительные. Загибаем чересчур длинную ветку на юге вправо.

Пока гнутся ветки, появляется мысль сделать центральный узел особенным. Поднять объемом? Выглядит интересно, но сообщение неправильное — это не монорельс над улицей.

Возвращаемся и улучшаем текущую версию. Пробуем найти интересные увеличения сложных фрагментов. Также добавляем здания вокзалов, жилые дома, достопримечательности.

Один из таких фрагментов — это пересечение веток в районе «Привоза». Остановки разнесены по сторонам улиц и имеют одинаковое название. Нужно решение, которое не усложнит внешний вид, при этом правильно укажет каждую остановку.

В какой-то момент арт-директор рекомендует добавить местный колорит схеме, сделав линии неформальными, свободно гнущимися. Например, вот так.

Позже все линии станут колоритными, уйдет строгость и появится приятная ебанутость. А пока нужно пойти и примерить схему на остановку.

Все еще слабая. Графема линий разваливается, все как-то строго и по-европейски скучно. Лиман потеряли, в левой нижней части уныло.

Экспериментируем с приятными мелочами — указаниями к соседям, сообщениями, троллейбусными маршрутами, парками.

Делаем легенду, избавляемся от зауженного шрифта в пользу читаемости. Сверяемся с текущими маршрутами и названиями остановок. Если поделить схему на низ и верх, в легенде стоит попробовать указывать местонахождение остановок стрелками.

Мимо пробегает коллега и дает ценные советы, в частности, уйти от приглушенных грязных цветов, поправить кривизну, убрать шумность.

Проводим еще с десяток пластических операций. Высветляем приглушенные цвета, поднимаем акценты, избавляемся от двойных шумных линий в дорогах.

Экспериментируем с парками и растительностью, но в итоге останавливаемся на более абстрактном варианте зелени.

В качестве интересной особенности конечные остановки показаны номером маршрута, а транзитные — точками.

И про иконки не забываем. Они будут одесскими, если подружить их с логотипом.

Отдаем редактору на вычитку, печатаем образцы и готовим анонс.