Создание трехмерных объектов для карт Москвы

Процесс

Рассказывает Павел Зюмкин.

Поступает задача нарисовать и разместить на карте узнаваемые здания и точки интереса для облегчения визуальной навигации на картах и помощи в ориентировании. Изучаем концепцию. На бумаге все красиво, а практика всегда вносит свои коррективы.

Вся Москва! Объем гигантский, но глаза боятся, мозг работает, а руки делают.

Для начала разберемся, что именно будем размещать. Составляем критерии отбора зданий: сложность формы, визуальная заметность, высокая узнаваемость, культурная ценность, социальное значение, эффект замкнутой перспективы, отдельное расположение, габариты и так далее.

Для объемного изображения отбираем здания, соответствующие наибольшему числу критериев. После тщательного отбора, осмотра, отсева получаем около 500 объектов. Ясное дело, что в процессе работы часть отсеется, что-то не попадет в ракурс или повернется глухой стеной, но все же объем о-го-го. Подразделяем выбранные объекты и станции на лоты, чтобы понять очередность и скоординировать действия с остальными отделами и сторонними организациями. Тем более что наш план сдачи напрямую зависит от графика реконструкции станций.

Приступаем.

Отобранные объекты сильно разнятся по стилю, размеру, эпохе. Определяем степень детализации, способ отрисовки и соответствие общего стиля в разных ситуациях.

Одна из очевидных проблем восприятия здания на плоскостной карте — как показать максимум фасада и минимум крыши, не сильно искажая пропорции. Анализируем примеры и используем классический метод проб и ошибок.

Приходим к выводу, что делать надо следующим образом. Здания рисовать в масштабе 1:1. Ракурс выбирать отдельно для каждого конкретного фрагмента карты. Для наглядного изображения рисунка фасада и лучшей узнаваемости все объекты строить по аксонометрической сетке, где ширина относится к высоте как 1:4 (1 м ширины на 4 м высоты).

Для корректного отображения пропорций зданий и их высот на карте применяем двух- и трехкратное искажение по высоте. Для средневысотных зданий с насыщенными фасадами используем трехкратное растягивание (например, для Исторического музея, Большого театра).

Многие из объектов находятся в историческом центре, где есть возможность показать здание в большем объеме. При трехкратном увеличении по высоте получится показать фасад здания. Для малых и сверхвысотных сооружений используем двукратное увеличение, при котором пропорции строений этих типов не искажаются и остаются узнаваемыми.

На примере Сити разбираемся с вопросом, что делать, если точка интереса закрывает что-то поинтереснее и поважнее на карте.

Приходим к выводу, что прозрачность 50 % лучше всего.

Работа только началась, но все принятые решения верстаем в гайд для будущих поколений.

Дальше дело за малым — все нарисовать.

Изо дня в день, из недели в неделю работа строится так. Собираем на просторах интернета доступную информацию об объекте: фотографии, планы, чертежи, если есть. Параллельно читаем об истории здания и архитекторе, так как надежные планы и рисунки проще найти по имени архитектора, а не по нынешнему названию дома. Сверяем все с сегодняшним состоянием, размерами и проверяем на нескольких ресурсах. Очень помогает вышедший накануне из студийной кузницы сайт atlas.mos.ru — там на панорамах легко проверить размеры по высоте и ширине, не точно, конечно, но примерно понять порядок цифр реально. Загружаем все это добро в программку, выстраиваем основу и перспективу на базе найденного.

Часто радость от найденного чертежа испаряется, так как при ближайшем рассмотрении оказывается, что чертеж не соответствует действительности. Такое бывает — лучше всего доверять фотографиям и примерному пониманию размеров.

Рисуем основание и общую форму. Для проверки контура сверяемся с пятью разными источниками, так как на всех фотографиях из космоса у разных контор свои искажения. Проще и понятнее всего рисовать по фотографии, снятой с небольшой высоты, но, к сожалению, найти такие в достаточном качестве довольно сложно. На bing.com/maps для большинства больших городов Европы есть аэрофотосъемка с большим углом обзора с нескольких ракурсов, что было бы большим подспорьем, но, увы, для Москвы эта функция не работает. Так что приходится шерстить миллион разных ресурсов.

Теперь нужно влезть в шкуру архитектора, строителя и вспомнить основы СНиПов, чтобы правильно понять ритм расположения окон, высотность этажей и шаг колонн. Потому что в альбоме по строительству этого здания размеры есть, только альбом этот не найти.

Когда логика архитектора более-менее понятна, для ускорения работы дублирующиеся части группируем в компоненты, чтобы восемь раз не рисовать одно и тоже.

Вишенка на торте — это разного рода декоративные элементы: звезды, барельефы, скульптуры, лепнина.

Готово.

И так день за днем готовим объекты как горячие пирожки.

Самыми интересными являются здания — крепкие орешки, где логика архитектора — загадка, которую разгадывать интересно. Ни одного ровного угла, одинакового окна и дублирующихся элементов.

Отдельным пунктом идут церкви, храмы и монастыри. Их в Москве сорок сороков, и самое сложное — не запутаться в их названиях. Один и тот же храм в разных источниках называется по-разному: в Яндексе так, в Гугле сяк, на 2ГИС этак, в рабочей таблице растак. Сиди, разбирайся, хорошо хоть понятно, где находится. В рутине рисования маковки приходится разбивать чем-то разительно отличающимся конструктивистским — для освежения взгляда от крестов, куполов, барабанов, закромов и папертей. Кстати, для того чтобы крест на яблоке в разных ракурсах смотрелся одинаково, он крутится вместе с камерой.

Некоторые объекты требуют более внимательного подхода, так как надо максимально упростить графику без потери узнаваемости — чтобы при рендере в вектор компьютер не почил смертью храбрых от напряжения. Например, монумент «Рабочий и колхозница» с музейным комплексом. Тут пригодился опыт преобразования сложных форм в примитивы. Бережно достаем из пыльного ящика наработки.

Рисуем со всех ракурсов, затем максимально упрощаем, чтобы линии построения помогали узнаваемости.

Даем в руки серп и молот, прикрываем тряпкой срам и докручиваем детали, убираем лишние грани, оптимизируем и сглаживаем углы, ну и музейный комплекс, само собой. Получилось симпатично.

Для придания атмосферы и живости в некоторых моделях дорисовываем приятные мелочи.

На многих зданиях в Москве есть часы, и банальное выставление стрелок в виде улыбки, как делают на рекламных носителях все часоделы, кажется скучным. Решаем оставить некий зашифрованный знак качества в виде начальных букв фамилии Зю — 3:10. Просто, элегантно и никому не мешает.

Час за часом, день за днем таблица зеленеет, работа идет быстрее. Параллельно с рисованием выгружаем готовые модели на карты. Это дело муторное и трудоемкое, для одной станции бывает до 15 разных ракурсов. Для упрощения работы и единообразия вида зданий на карте делаем по шаблону с изометрической сеткой, настройками теней, стилей, толщины линий и так далее.

На центральных станциях объектов так много, что во время рендера на компьютере легко подогреть кофе или приготовить что-нибудь. Правда, во время этого процесса лучше рядом не дышать и не шевелиться, так как программа иногда глючит и выдает что-то странное.

Ничего, это поправимо, главное — не упустить. Интересно, что, как ни обновляй шаблон для экспорта, для определения ракурса не находится способа надежней и проще наклеенной бумажки.

Подправляем контуры, исправляем недочеты, назначаем цвета, редактируем ракурсы. Выгружаем на сервер картоведам.

В некоторых случаях здание не попадает на карту, но отметить его надо. Для этого предусмотрены зарамочные указатели. Соответственно, для всех выбранных объектов отдельно рисуем иконки фасадов.

Наконец виден свет в конце тоннеля. Альбомы станций вне кольца нарисованы и сданы, планомерно заполняется центр. Пока идет работа, город живет и развивается, открывается МЦК, достраиваются здания. Приходят соответствующие правки.

Вот на «Войковской» закончили вторую очередь строительства «Метрополиса» с переходом на МЦК.

В Кремле тихой сапой разобрали 14-й корпус. Ловим момент, когда на спутниковой карте здание еще есть, а на плане уже нет.

Что-то рисуем вообще в теории, по чертежам и на будущее.

Отдельно дорисовываем здания, которые странным образом не прошли в финал, ибо человеческая машина дала сбой, но, безусловно, являются значимыми.

Все модели готовы. Собираем все в кучу и верстаем каталог.

А работа все равно продолжается, альбомы готовятся и обновляются, Москва строится и рушится, живет, одним словом.

Теперь мы точно знаем размер ноги колхозницы, объем мозгов здания РАН, глубину дворов дома на Лубянке, высоту МИДа без башни и количество бойниц на стенах Кремля.

И с чувством выполненного долга готовим анонс.

Заказать дизайн...