Навигация в подуличных переходах Московского метро

• ОписаниеПроцесс
Задача.
Сделать навигацию в переходах 96 станций.

С 2013 года в Москве разрабатывается Единая система городской навигации. Проект включает несколько направлений: метрополитен, наземный транспорт, пешеходные улицы и транспортно-пересадочные узлы. Один из этапов проекта — запуск навигации в подуличных переходах метро. На основе концепции, разработанной Департаментом транспорта Москвы, студия подготовила макеты элементов навигации для станций метрополитена, руководство по оформлению карт и подготовке текстов.

Номера выходов

Подуличными называются переходы, объединенные с выходами из метро. Они сложно устроены — на некоторых станциях бывает до десяти выходов. Чтобы пассажирам было легче ориентироваться, выходы теперь пронумерованы.

Нумерацию выходов предложила компания «Сити-айди» в рамках разработки Единой системы городской навигации. Такие же выходы уже встречаются в Токио и Гонконге.

Выходы на станции «Коньково»
Первый этап внедрения навигации охватывал только подуличные переходы и вестибюли станций

Информационные указатели

Когда мы начали размещать информацию на навигационных указателях, то столкнулись с одной проблемой. В идеальном мире каждый навигационный указатель — это табличка большого размера, прекрасно освещенная, расположенная на самом видном месте, на ней напечатано одно слово, а вокруг нее порхают эльфы.

В жизни все происходит немного по-другому. Есть подземный переход, его высота — два сантиметра, ширина — один сантиметр. Нужно повесить информационный указатель, и желательно, чтобы он не бил людей по голове. Итак, рядом находятся... восемь храмов, сорок шесть исторических памятников, четырнадцать торговых центров, пять библиотек, три парка и одна небольшая, но гордая страна. Работайте!

С этого момента начинается инфопланирование.

1. Концепцией городской навигации предусмотрено, что на знаках пишется только необходимая минимальная информация. Главное направление на указателях — это улицы и объекты, получившие максимум баллов в нашем рейтинге. Они стойко ассоциируются со станцией и обладают высокой общественной значимостью.

2. Шрифтом поменьше набрана информация о других важных ближайших объектах.

3. Навигация связывает метро с вокзалами, аэропортами, пригородными поездами и автобусами — это важные транспортные узлы.

Ранжирование улиц и объектов вокруг станции

Инфопланирование на девяносто процентов сводилось к тому, чтобы оставить на навигационных указателях только самое нужное. Для этого разработана продуманная система, которая автоматически определяет, что именно считать наиболее важным.

Объектам присуждаются баллы в зависимости от множества параметров. Видно при выходе из метро? Плюс. Высокое городское значение? Еще один.

Ранжирование исключает субъективность и вмешательство человеческого фактора.

Объекты с высшим баллом становятся главными направлениями на знаках, с меньшим — дополнительными



Было

Стало

Раньше навигация на окраинах была устроена в лучших традициях муниципального формализма. На какую-нибудь Профсоюзную улицу могли вести четырнадцать выходов сразу, а информационные таблички заботливо подсказывали: «Налево — Профсоюзная! И направо — Профсоюзная!». Разбирайтесь как хотите, дорогие друзья.

Мы начали указывать на табличках номера соседних домов и направление к ближайшим улицам. Это помогает сориентироваться и отличить одну половину бесконечного проспекта от другой.

Дробная часть номера дома не используется



Комфорт

Разные типы указателей пассажиры читают с разных дистанций, поэтому для каждого типа подобран свой кегль шрифта.

Размер S
Указатель на развилке у выхода из вестибюля читают на ходу с очень близкого расстояния — около 5–7 метров
Размер M
Знак, подписывающий выход, читают в потоке, постепенно приближаясь к развилке, — примерно за 10–12 метров
Размер L
Знак, отмечающий вход на станцию, должен просматриваться на протяжении всего перехода — в среднем начиная с 20–23 метров

Предсказуемость сведений на знаках

В длинных переходах у пешехода часто возникает ощущение, что он заблудился и идет куда-то не туда. Даже если человек видел указатель, спустя пару минут появляется тревожное чувство: «А вдруг я сбился и пропустил поворот?»

Поэтому информация на навигационных знаках дублируется и дополняется. Чем ближе к выходу, тем подробнее перечислены ближайшие улицы и объекты.

Предсказуемость сведений на знаках

В длинных переходах у пешехода часто возникает ощущение, что он заблудился и идет куда-то не туда. Даже если человек видел указатель, спустя пару минут появляется тревожное чувство: «А вдруг я сбился и пропустил поворот?»

Поэтому информация на навигационных знаках дублируется и дополняется. Чем ближе к выходу, тем подробнее перечислены ближайшие улицы и объекты.

1. Указатели наследуют информацию

2. Все дополнительные направления вместе с главными переходят на следующие указатели

3. Чем ближе к выходу, тем больше подробностей

4. В любой момент есть возможность свериться с картой

Карты и списки объектов на станции

На станциях появились карты с подробным алфавитным указателем. В студии усовершенствована графика карт и доработана верстка алфавитных указателей.



Правила отрисовки карт и расположения информации на них собраны в отдельное руководство.

Язык

Отдельное внимание уделено текстам для навигационных носителей на русском и английском языках. Создано подробное руководство с правилами написания, перевода, транслитерации, сокращения и оформления названий всевозможных городских объектов и топонимов, задействованных в навигации.

Всего в рамках проекта подготовлено 2500 макетов указателей и более 500 карт для 96 станций.

Сокольническая линия
Фрунзенская
Спортивная
Воробьевы горы
Юго-Западная
Тропарево
Румянцево
Саларьево

Замоскворецкая линия
Речной вокзал
Водный стадион
Коломенская
Царицыно
Орехово
Домодедовская
Алма-Атинская

Арбатско-Покровская линия
Пятницкое шоссе
Митино
Волоколамская
Строгино
Крылатское
Парк Победы
Первомайская

Филевская линия
Выставочная
Деловой центр

Калужско-Рижская линия
Медведково
Свиблово
Алексеевская
Рижская
Сухаревская
Тургеневская
Китай-город
Третьяковская
Шаболовская
Новые Черемушки
Коньково
Ясенево
Новоясеневская

Таганско-Краснопресненская линия
Планерная
Сходненская
Тушинская
Спартак
Октябрьское Поле
Беговая
Баррикадная
Кузнецкий Мост
Китай-город
Пролетарская
Кузьминки
Выхино
Лермонтовский проспект
Жулебино
Котельники

Калининская линия
Марксистская
Новогиреево
Новокосино

Серпуховско-Тимирязевская линия
Алтуфьево
Бибирево
Отрадное
Петровско-Разумовская
Тимирязевская
Дмитровская
Савеловская
Менделеевская
Цветной бульвар
Полянка
Серпуховская
Тульская
Нагорная
Нахимовский проспект
Севастопольская
Чертановская
Южная
Пражская
Аннино

Люблинско-Дмитровская линия
Селигерская
Верхние Лихоборы
Окружная
Фонвизинская
Бутырская
Марьина Роща
Достоевская
Трубная
Чкаловская
Римская
Крестьянская Застава
Дубровка
Кожуховская
Волжская
Люблино
Марьино
Борисово
Шипиловская
Зябликово

Каховская линия
Каховская
Варшавская

Бутовская линия
Лесопарковая
Улица Старокачаловская

худрук

арт-директор

дизайнеры

  • Со стороны «Мосгор­транс­НИИ­проекта»

 

инфопланировщики

  • Юлия Прусакова
  • Константин Калинин
  • Тагир Фатехов
  • Варвара Мельниченко

администратор

  • Максим Сверчков

картограф

  • Алексей Мельниченко

менеджер

  • Алина Веселова
  • Со стороны «Геоцентр-консалтинга»

 

картографы

  • Константин Макин
  • Юлия Материкина
  • Вячеслав Семенов

менеджеры

  • Сергей Филиппов
  • Константин Мельников
  • Студия Лебедева выражает благодарность Петру Барсукову, Дмитрию Феоктистову и Ивану Петрову за помощь в работе над проектом
Метро  Москва  Город  Среда  Навигация  Пассажирский транспорт  Госсектор  Транспорт