Создание журнального разворота со статистикой выставок по искусству

В феврале 2004 года дизайнеры Студии Лебедева Рома Воронежский и Артем Горбунов вместе с редакцией журнала «Мир» участвовали в подготовке разворота, посвященного мировой статистике посещаемости выставок по искусству в 2003 году. Рассказывает Артем Горбунов.

Исходные данные о посещаемости 233 выставок были получены от 96 музеев из 61 города мира и опубликованы газетой The Art Newspaper.

Эти данные имели вид таблицы со следующими колонками:

среднее число посетителей в день,
общее число посетителей за время работы выставки,
название выставки,
музей,
город,
даты начала и окончания.

Кроме того, отдельно были приведены по десять самых посещаемых выставок в следующих жанрах: «Древности», «Старые мастера», «Модернизм», «Современное искусство» и «Декоративное искусство».

Все предположения и выводы относительно этих данных лежат на совести автора.

Гипотеза

Интересная статистика — это информация, которую интересно узнавать, анализировать, сопоставлять. К сожалению, большинство дизайнеров, имеющих дело со статистикой, не проявляют ни малейшего интереса к смыслу данных, которые они должны представить зрителю. Вместо этого они думают о том, как сделать данные красивыми.

На самом деле, информация привлекательна сама по себе. Дизайнер должен понять, чем именно могут быть интересны данные, с которыми он работает, а затем посвятить отображению этой информации каждый миллиграмм типографской краски или каждый закрашенный пиксель (см. работы Эдварда Тафти — ред.).

Поэтому работа над разворотом началась с анализа данных. Исходная таблица была переведена в формат Microsoft Excel и подвергнута различным преобразованиям. Этот инструмент позволяет «играть» с данными, группировать их, строить агрегаты, визуализировать зависимости между величинами.

Кстати, на этом этапе можно сделать предварительные выводы о качестве исходных данных. Так, например, отличился наш родной Государственный Эрмитаж: данные об общем количестве посетителей выставок округлены до 1000 и даже до 10 000. Все остальные музеи мира предоставили информацию о проданных билетах с точностью до одного. Популярность выставки, выраженная в среднем количестве посетителей в день, вычислялась на основе этих данных.

Для удачной визуализации данных необходима некоторая идея или гипотеза, которую можно проиллюстрировать или проверить. Например, можно предположить, что существует связь между продолжительностью и популярностью выставки. На основе данных из таблицы в Экселе построим диаграмму, показывающую совместное распределение этих двух величин.


Гипотеза Воронежского—Горбунова: «Кратковременные выставки привлекают больше посетителей в день. Постоянные экспозиции имеют меньшую популярность»

Полученная диаграмма отлично иллюстрирует бытовое предположение о том, что народ «ломится» на выставки-события, имеющие короткую продолжительность и соответствующую рекламную поддержку.

Кроме того, на диаграмме хорошо видны точки (они обведены кружком), составляющие исключение из этого правила: высокая посещаемость при продолжительности в несколько месяцев.

Во-первых, это три выставки в музеях Гугенхайм в Нью-Йорке и Бильбао. Эти музеи привлекают большое число туристов благодаря своей необычной архитектуре и подходу к экспозициям. Во-вторых, это выставка работ Микеланджело во Флоренции (как мы увидим дальше, выставки по искусству мастеров эпохи Возрождения имеют самую высокую популярность).

Первое место по числу посетителей в день заняла выставка «Графика Леонардо да Винчи», проходившая в нью-йоркском музее Метрополитен. На третьем месте оказалась выставка «Петр Великий» в нашем Эрмитаже, приуроченная к 300-летию Санкт-Петербурга.

Метод

Все стандартные шаблоны диаграмм, встроенные в Эксель, имеют много врожденных недостатков, поэтому их можно использовать только на первоначальном этапе.

На примере приведенной ранее диаграммы покажем, как за несколько простых шагов можно улучшить практически любой график.

а) Исходная диаграмма

б) Убираем фон и сетку. Начало координат не требует дополнительного обозначения. Названия осей подписываем по горизонтали. Точки должны быть круглые и небольшие

в) Увеличиваем функциональность осей координат. Теперь их длина соответствует диапазонам наблюдаемых величин. Можно ли еще что-нибудь улучшить?

г) Можно. Теперь горизонтальная ось является самостоятельным графиком распределения продолжительности выставок

Окончательная версия диаграммы. Выделяющиеся из общей массы выставки подписаны

Сравнительный анализ

Помимо основного списка выставок у нас в распоряжении было пять отдельных рейтингов: по десять самых популярных выставок в каждом жанре.

Публиковать пять таблиц не очень интересно. Интересно сравнить все пять рейтингов на одной диаграмме:


Посещаемость выставок по жанрам

Слева от каждого названия выставки приведена ее средняя ежедневная посещаемость. Длина вертикальной оси соответствует диапазону посещаемости во всех пяти рейтингах. Красным цветом на диаграмме выделена успешная выставка в Санкт-Петербурге.

Генеральная совокупность

С самого начала мы планировали опубликовать подробную таблицу со всеми выставками, отсортированную в порядке убывания средней ежедневной посещаемости. Это повышает доверие читателей к нашим диаграммам — ведь при желании он может все проверить самостоятельно. При работе со статистикой доверие к иллюстрации (и сделанным выводам) очень важно.

Верстка таблиц — это отдельная тема. При таком большом объеме данных нужно максимально оптимизировать ее структуру. Ниже пример небольшого изменения, которое очень сильно улучшает читаемость таблицы.


Слева: как было, справа: как стало. Начало и конец выставки выделены в разные колонки. Все выставки по определению проходили в 2003 году, поэтому даты не содержат год, кроме случаев, когда начало или конец выставки попадали на соседний год

Модель

У нас готовы диаграммы и таблица. Теперь нужно собрать это в общий макет разворота, предусмотрев место для небольшого поясняющего комментария.


Макет разворота

Читатель, рассматривающий наш разворот, будет воспринимать информацию на макро- и микроуровнях. На макроуровне воспринимается вся картина в целом и связи между ее частями. Крупные заголовки и краткий комментарий, поясняющий данные в таблице и на диаграммах, тоже относятся к макроуровню.

Когда читатель начинает рассматривать отдельные строки в таблице или точки на диаграмме, он переходит на микроуровень. Таким образом, он постоянно «перепрыгивает» с макроуровня на микроуровень и обратно. Поскольку вся информация находится перед его глазами, он не испытывает затруднений.

Чтобы еще лучше выявить логические связи между данными на микроуровне, мы провели волосные линии (0,15 пункта), соединяющие точки на диаграмме с соответствующими строками таблицы. На второй диаграмме рядом с выставками указана их ежедневная посещаемость, поэтому читатель без труда отыщет их в таблице. Все это также повышает его доверие.


Микроуровень под микроскопом

Практические результаты

Полноформатный макет разворота в формате ПДФ доступен для скачивания в архиве: ixnevmony.pdf (94 КБ).



Заказать дизайн...