;-)
  • Ководство
  • .ру/
    Ководство


    Артемий Лебедев

    § 175. Польза ограничений

    18 ноября 2012




    Больше всего на свете дизайнеру нужны ограничения.



    Чтобы убедиться в правильности этого утверждения, поставим эксперимент. Позовем дизайнера и предложим ему сколько угодно денег.



    — Вы согласны поработать над дизайном для нас за очень много денег?
    — Да, это честь для меня.
    — У нас есть условие: мы не хотим никак вас ограничивать.
    — Это потрясающе, именно о таком заказчике я и мечтал. Всю жизнь меня мучили ограничениями и теперь...
    — Позвольте перебить вас.
    — Да, да, конечно, слушаю.
    — Сделайте нам самый лучший на свете дизайн.
    — Дизайн чего?
    — Наше условие — отсутствие ограничений.
    — Ааа... эээ... ммм...



    У дизайнера взрывается мозг.



    Без ограничений не бывает творчества. Самые лучшие образцы дизайна появлялись в результате самых жестких требований. Модификатор «самое лучшее» может применяться к плакату размером 60×90 в две краски на газетной бумаге, набранный шрифтом Баскервиль 72-го кегля с вот этим логотипом, посвященный концерту группы такой-то, который пройдет через три дня, поэтому в печать все должно уйти через четыре часа. Вот это ограничения, вот это настоящее поле для творчества. Дизайнер, получивший такое задание, сделает хорошую работу, а дизайнер, которого попросят сделать «самое лучшее что-нибудь», не сделает ничего.



    Когда дизайнеры в своих узких дизайнерских кругах жалуются на клиентов, что те заставляют «добавить красненького» или «увеличить логотип», это типичный пример нелепого и непрофессионального малодушия. Хорошо можно сделать с любым набором ограничений. Поэтому единственное, о чем надо переживать заказчику, — это о том, насколько к нему как к человеку относятся с уважением и насколько его задача вообще интересна. Требования могут и должны быть в большом количестве и жесткие.



    Личный опыт автора сформировался в самых тяжелых условиях, когда денег не было, а требования предъявлялись завышенные. Вместо переживания о недостатке финансирования автор поставил перед собой вопрос: а как сделать хорошо в текущих условиях? Ответ на этот вопрос и есть результат.



    Знание: только в ограничениях рождается хороший дизайн.