;-)
Сергей Кулинкович

Обвязка страниц 05 февраля 2014


 

Базовая навигация в виде простого меню хорошо работает при достаточном уровне мотивации пользователя, когда человек знает, зачем именно пришел на конкретный сайт.

В то же время в условиях большого количества вариантов на знакомой и родной странице с поисковой выдачей (зачастую основной трафик идет из поисковых систем) пользователю часто проще закрыть текущую вкладку и перейти к следующей, вместо того чтобы разбираться в устройстве очередной навигационной схемы и продолжать поиски на сайте.

Чтобы уменьшить процент отказов, увеличить глубину просмотра и время пребывания на сайте, продать больше товаров и услуг, используется обвязка.

Обвязка — это дополнительная контекстная навигация, которая помогает удержать посетителя на сайте за счет предложения вариантов альтернативных страниц или действий.

Рассмотрим примеры.


Ссылки на подобные страницы

Простейший вариант обвязки дает ответ на вопрос «Что еще можно посмотреть?». Этот вопрос возникает, когда посетителю ясно содержание текущей страницы и он принимает решение, что делать дальше. Возможно, человек может найти еще что-то полезное на сайте, и обвязка призвана сообщить ему об этом.

Пример

На сайте «Информаторий» после просмотра статьи пользователю предлагается продолжить чтение других статей по этой теме.


Чтобы сделать обвязку более интересной или предсказуемой для пользователя, ссылки могут быть дополнены пояснительным текстом и иллюстрациями.



Страницы могут быть связаны не только по принципу принадлежности к одному типу или категории, но и с использованием более сложных схем. В случае, когда объем возможных альтернатив велик, возрастает риск предложить человеку то, что не представляет для него интерес. В таких ситуациях выбор контента для обвязки может производиться по различным наборам параметров, чтобы лучше соответствовать возможным задачам пользователя.

Пример

На странице книги в онлайн-библиотеке «Майбук» контент обвязки формируется на основе данных о предпочтениях пользователей, которые читают эту книгу. В случае, когда книга встречается на полках других людей вместе с другими книгами, ссылки на них появляются в обвязке, и наоборот. Обвязка страницы также предполагает размещение ссылок на книги, которые имеют другие общие свойства.


Оформлению обвязки следует уделять особое внимание. Пользователи приучены игнорировать рекламные ссылки, поэтому хорошо, когда оформление блока безоговорочно свидетельствует о принадлежности его к сайту.

Когда пользователь четко понимает принцип работы обвязки, она становится его помощником, а не врагом.

Например, не стоит сбрасывать в одну кучу похожие товары, товары из одной категории и товары одного ценового диапазона.

Расплывчатому заголовку «Смотрите также» не помешает более конкретная формулировка.

Нельзя терять доверие пользователей. Обвязка не должна обманывать. Например, если мы обещаем посетителю показать более выгодные предложения, он должен увидеть более выгодные предложения.



По такому же принципу на сайтах создаются конструкции вида «Вместе с этим товаром также покупают» или «Вас также может заинтересовать».


Контекстные ссылки и пользовательские сценарии

Обвязка может не только связывать братские, однотипные страницы, но и предлагать пользователю любые другие материалы или действия, которые могут быть полезны в данном контексте. Хорошо, когда обвязка предвосхищает возможные вопросы посетителя и предлагает правильные ответы. Например, на странице о банковском вкладе уместны ссылки на калькулятор доходности и документы для скачивания.

Обвязка часто помогает провести пользователя по нужному пути к совершению определенного набора действий, например к просмотру как можно большего числа страниц (и, соответственно, рекламы), публикации комментария или покупке товара.

Пример

Последняя страница книги в онлайн-библиотеке «Майбук» предлагает пользователю оценить книгу, написать рецензию, оценить рецензии других читателей или выбрать одну из похожих книг.


Хорошо, когда дизайнер учитывает, что в любой момент может появиться необходимость разместить обвязку, и у него уже предусмотрено место для этого.


Увеличение суммы покупки

Часто можно не только помочь человеку совершить правильный выбор, но и продать при этом дополнительные товары или услуги. Обвязка не обязательно должна уводить человека на другую страницу, она может отрабатывать свою функцию прямо на месте.

Пример

Обвязка корзины на сайте «Пилюли.ру» позволяет в один клик добавить к заказу сопутствующие товары, не уходя со страницы. При этом пользователь, который находится в одном шаге от покупки, не делает шаг назад.


Обвязку следует регулярно проверять на соответствие здравому смыслу. Например, незачем предлагать пользователю купить товар сразу после того как он уже совершил аналогичную покупку.



Придумать грамотную обвязку — деликатная и часто непростая задача. Любая обвязка должна быть сделана с умом и способствовать реализации благоприятных пользовательских сценариев. Бездумный обвес ссылками на посторонние страницы приводит к непредсказуемым результатам.

Часто хорошая обвязка не появляется сразу, а возникает в результате кропотливой работы со статистикой. В этом случае задача дизайнера сводится к тому, чтобы выдвигать правильные гипотезы и создавать такие страницы, которые будут готовы с легкостью выдерживать перемены, связанные с поисками наилучшего решения.