Издания:   Второе Третье Четвертое Пятое

Публикации про книгу «Новая типографика. Руководство для современного дизайнера»

Описание Процесс Поиск Плакат Эррата Пресса

«Новая типографика»
Сергей Король, www.ctrl-c-writer.ru, 30.12.2011

«Новая типографика» на поверку оказалась достаточно старой и даже весьма забавной.

Вообще говоря, я покупаю все книги издательства Студии Артемия Лебедева — они правильно издают правильные книжки. Однако книга Чихольда не оказалась для меня новинкой, потому что несколько лет назад я уже пытался прочитать ее в каком-то из переводов, и практически сразу бросил.

На днях я перечитал книгу именно по той же причине, по которой когда-то прекратил. «Новая типографика» вызывает особое чувство дискомфорта, которое позже перетекает в понимание и добрую усмешку. Так происходит всегда, когда читаешь острые книги, написанные на грани успевших кануть в лету теорий и учений.

«Новая типографика» — это книга о конструктивизме в бумажном дизайне: оформлении книг, визиток, писем, афиш, конвертов. В ней Ян Чихольд прямо с ребяческим задором старательно формулирует идеи нового дизайна, который просто ради принципа маскимально противопоставляет себя старому, классическому оформительскому и декоративному искусству. История говорит о том, что дизайнер, пытаясь изобличить нечто старое ради самого процесса изобличения, с милой непосредственностью вляпытвается в те же ошибки, которые он так ясно видит и старается избежать. Чего стоят одни доводы вида «это неправильно... да просто потому что это ужасно и уродливо выглядит!»

«Новая типографика» — это маленький музей модернизма в формате одной книжки. Чихольд не старается обосновать свою точку зрения о дизайне, не пытается сформулировать законы новой типографики. Он лишь просто перечисляет примеры удачных с его точки зрения дизайнов и напирает на необходимость стандартизации во всем и везде. Порой эта стандартизация перегибает все палки. К примеру, в одной из глав Чихольд говорит о необходимости стандартизации журнальной верстки — чтобы можно было удобно выстригать статьи и подшивать их. Вообще идея подшивания всего, чего только можно подшить, проходит через книгу красной нитью. Автор советует учитывать возможность подшивания даже при создании визиток! Дизайн по Чихольду — это первая производная от дырокола.

Покупая «Новую типографику», вы должны сразу понимать — эта книга была написана почти сто лет назад. Применить ее с практической точки зрения достаточно трудно, но почитать ради общего развития будет весьма и весьма полезным.



Ян Чихольд «Новая типографика»
www.kasatkin.livejournal.com/2948.html, 25.03.2011

Издательство Студии Артемия Лебедева, 2011
Твердая обложка, 244 стр.
Рейтинг 4 из 5.

На первый взгляд переиздание книги по типографике с более чем 80-летней историей — глупая затея. Эта область графдизайна быстро растет и книги, написанные более 5 лет назад часто являются устаревшими — читая их, думаешь: «Как сейчас это глупо выглядит». С «Новой типографикой» дело обстоит иначе. Хотя большая часть примеров дизайна в книге полностью устарела — более важно другое. Ян Чихольд заложил основы той типографики, к которой мир приходит только сейчас: чистота форм, лаконичность, отражение дизайна через наполнение. Основная мысль расписывается всего на нескольких страницах, все остальное — прелюдия к ней, описание инструментов и примеры оформления.

Безусловно, книга обязательна для прочтения всем, кто имеет отношение к дизайну. После нее иначе смотришь на то, что ты делаешь. Для себя начал применять правило — если с отключением декоративных элементов (линии, иконки, фон и т.п.) дизайн смотрится плохо или непонятно — надо все делать заново, это не дизайн.

Достоинства

1. Четко и ясно донесена важная мысль — дизайн должен быть минималистичным и должен перестать быть «вещью в себе».
2. Приведены примеры оформления документов и бланков. Часть информации устарела, но многие тезисы актуальны и сейчас.

Недостатки

1. Много лишней информации — история типографики, примеры устаревших плакатов.
2. Немного категоричный взгляд автора — часто натыкаешься на полное отрицание сторонних течений дизайна.

Оформление

В Студии Артемия Лебедева качественно оформили книгу. Гарнитура, бумага, верстка — все отлично. Правда при сноске часто не указывается страница — приходится листать книгу в надежде «есть ли здесь работа этого автора?». Еще один минус — неудобная бумажная обложка. Она хорошо смотрится, но быстро теряет внешний вид.